Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Трудовые отношения > Оплата и нормирование труда > Единые рекомендации по установлению систем оплаты труда

Единые рекомендации по установлению систем оплаты труда

Дата размещения статьи: 30.03.2016

Единые рекомендации по установлению систем оплаты труда

Ежегодно Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений разрабатывает Единые рекомендации по установлению систем оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений (далее - Единые рекомендации). На 2016 г. такой документ утвержден Решением от 25.12.2015 (протокол N 12). В статье расскажем о некоторых изменениях по сравнению с аналогичными Рекомендациями прошлого года <1>.

--------------------------------

<1> Утверждены Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2014 N 11. 

Единые рекомендации учитываются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений, а также трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, созданными в субъектах РФ и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.

В данном документе содержатся:

- принципы формирования федеральной, региональных и муниципальных систем оплаты труда;

- перечень норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

- порядки установления систем оплаты труда работников и руководителей (их заместителей и главных бухгалтеров) федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений;

- порядок формирования фондов оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях.

 

Общие рекомендации 

Теперь согласно новым Рекомендациям все проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, которые касаются организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, а также все документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления на рассмотрение соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). В свою очередь, заключения соответствующих профсоюзов подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

В п. 7 разд. IV Единых рекомендаций в новой редакции изложена формулировка пп. "и", согласно которой теперь установление и изменение систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений осуществляются с учетом мнения соответствующего выборного органа первичной профсоюзной организации и соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов).

По сравнению с Рекомендациями прошлого года по-новому изложено положение о размерах окладов (должностных окладов), ставок зарплаты для работников федеральных государственных учреждений. Для наглядности представим данные в таблице: 

Единые рекомендации 2015 г.

Единые рекомендации 2016 г.

Пункт 11 разд. V Единых рекомендаций

Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников федеральных государственных учреждений устанавливаются

с учетом обеспечения их дифференциации в зависимости от сложности выполняемых работ либо на основе профессиональных квалификационных групп (квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп), утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда

на основе профессиональных квалификационных групп (квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп), утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере, либо на основе схем окладов (должностных окладов) с учетом обеспечения их дифференциации в зависимости от сложности труда

В 2016 г., как и прежде, в отношении заработной платы руководителей учреждений рекомендуется устанавливать предельное соотношение средней заработной платы руководителей и работников учреждения (теперь дополнительно указано: без учета руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) в кратности от 1 до 8 (п. 24 разд. VI Единых рекомендаций). Аналогичное положение введено в отношении заместителей руководителей и главных бухгалтеров.

Согласно п. 26 разд. VI Единых рекомендаций должностные оклады заместителей руководителей учреждений и главных бухгалтеров рекомендуется устанавливать на 10 - 30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений. Условия оплаты труда указанных работников определяются трудовыми договорами в соответствии с коллективными договорами, локальными актами учреждений. В отношении данной категории теперь также рекомендуется устанавливать соотношение средней заработной платы, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год. Предельное соотношение средней заработной платы заместителей руководителей учреждений и главных бухгалтеров и работников учреждения (без учета руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) рекомендуется определять в кратности от 1 до 8.

В 2016 г., как и раньше, при заключении трудовых договоров с работниками рекомендуется использовать форму трудового договора, приведенную в Приложении 3 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы <2>, и Рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта <3>.

--------------------------------

<2> Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 N 2190-р.

<3> Утверждены Приказом Минтруда России от 26.04.2013 N 167н.

 

Рекомендации в отношении спортивных образовательных учреждений 

Согласно Единым рекомендациям на 2016 г. при формировании системы оплаты труда педагогическим работникам, трудящимся в спортивных учреждениях, необходимо учитывать следующие особенности, установленные в отношении работников сферы образования.

Уровень заработной платы в 2016 г. не может опускаться ниже уровня, достигнутого в 2015 г. и определяемого на основе статистических данных Федеральной службой государственной статистики.

Устанавливать продолжительность рабочего времени педагогических работников или нормы часов за ставку зарплаты в неделю (в год) в соответствии с положениями Приказа Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" (далее - Приказ N 1601), предусматривающими, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда определяется либо продолжительность рабочего времени, составляющая 30 или 36 часов в неделю, либо норма часов педагогической работы за ставку зарплаты, составляющая 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю или 720 часов в год.

Заключая трудовой договор с работником, для которого нормы установлены п. 2.8 Приложения 1 к Приказу N 1601 (поименованы ниже, см. "Для справки"), необходимо включать условия, связанные:

- с фактическим объемом учебной нагрузки, определяемым ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) в порядке, предусмотренном разд. II - V Приложения 2 к Приказу N 1601;

- с размером ставки заработной платы, применяемым для исчисления заработной платы в зависимости от фактического объема учебной нагрузки (то есть с размером ставки зарплаты, установленным с учетом ее повышения за наличие квалификационной категории, а также по иным основаниям повышения, предусмотренным системой оплаты труда, в результате которых устанавливается ее новый размер);

- с размером зарплаты, исчисленным с учетом фактического объема учебной нагрузки;

- с размерами и факторами, обусловливающими получение выплат компенсационного характера, в том числе выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, к которым могут быть отнесены выплаты за дополнительную работу;

- с размерами и условиями выплат стимулирующего характера.

Аналогичные условия оплаты труда с учетом фактического объема педагогической работы рекомендуется предусматривать в договорах других педагогических работников, для которых нормы часов педагогической работы за ставку зарплаты в неделю (в год) установлены п. п. 2.3 - 2.7 Приложения 1 к Приказу N 1601. Отметим: согласно указанным пунктам к таким работникам относятся инструкторы по физической культуре. 

Для справки. В силу п. 2.8 Приложения 1 к Приказу N 1601 за норму часов педагогической работы за ставку зарплаты педагогических работников, перечисленных в пп. 2.8.1 и 2.8.2 указанного Приложения, принимается норма часов учебной (преподавательской) работы, являющаяся нормируемой частью их педагогической работы.

В соответствии с пп. 2.8.1 норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку зарплаты устанавливается:

- учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным);

- преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта;

- педагогам дополнительного образования и старшим педагогам дополнительного образования;

- тренерам-преподавателям и старшим тренерам-преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области физической культуры и спорта;

- преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей указанных организаций, применяющих норму часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы) и др.

В силу пп. 2.8.2 норма часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку зарплаты устанавливается преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования. 

В системах оплаты труда педагогических работников, указанных выше, выполняющих с письменного согласия педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу сверх установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку зарплаты либо ниже установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку зарплаты, рекомендуется предусматривать следующий порядок исчисления зарплаты за весь объем педагогической или учебной (преподавательской) работы:

- для педагогических работников, указанных в п. п. 2.3 - 2.7 и в пп. 2.8.1 Приложения 1 к Приказу N 1601, - путем умножения размеров ставок заработной платы за календарный месяц на фактический объем учебной нагрузки (педагогической работы) в неделю и деления полученного произведения на норму часов преподавательской или педагогической работы в неделю, установленную за ставку зарплаты;

- для преподавателей образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, а также программы профессионального обучения, для которых пп. 2.8.2 Приложения 1 к Приказу N 1601 установлена норма часов педагогической работы за ставку зарплаты 720 часов в год, - путем определения среднемесячной зарплаты, для расчета которой часовая ставка преподавателя умножается на установленный ему объем годовой учебной нагрузки и полученное произведение делится на 10 учебных месяцев. Часовая ставка определяется путем деления месячной ставки зарплаты на среднемесячную норму учебной нагрузки (72 часа).

Ставки зарплаты за календарный месяц, устанавливаемые педагогическим работникам, поименованным в пп. 2.8.1 и 2.8.2 Приложения 1 к Приказу N 1601, за норму часов педагогической работы соответственно 18 часов в неделю, 720 часов в год и являющиеся нормируемой частью их педагогической работы, выплачиваются указанным педагогическим работникам с учетом выполнения ими другой педагогической работы, входящей в их должностные обязанности согласно квалификационной характеристике.

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑