Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Трудовые отношения > Правовое регулирование занятости населения > Занятость и трудоустройство инвалидов: правовые аспекты и актуальные проблемы правоприменения (Павловская О.Ю.)

Занятость и трудоустройство инвалидов: правовые аспекты и актуальные проблемы правоприменения (Павловская О.Ю.)

Дата размещения статьи: 11.06.2015

Занятость и трудоустройство инвалидов: правовые аспекты и актуальные проблемы правоприменения (Павловская О.Ю.)

Россия вступила в полосу нового экономического кризиса. Безусловно, его дальнейшее углубление неминуемо повлечет за собой волну нестабильности в социально-трудовой сфере, приведет к усилению напряженности на рынке труда, а в конечном итоге - к росту безработицы, что, к сожалению, неоднократно случалось в новейшей истории страны. Не вызывает сомнения тот факт, что проблемы занятости и трудоустройства граждан снова выйдут на передний план, и среди них - проблема трудоустройства инвалидов <1>, которая на сегодняшний день остается в числе актуальных в политике государства в отношении инвалидов.

--------------------------------
<1> В Российской Федерации в настоящее время насчитывается около 13 млн. инвалидов, что составляет около 8,8 процента населения страны. См.: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 297 "Об утверждении Государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 гг.".

В данной связи важно напомнить, что в 2008 году Российская Федерация подписала и в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. <2>, подтвердив тем самым готовность страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов. Подписание Конвенции фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов, в том числе в отношении труда и занятости <3>. Так, согласно Конвенции <4> государства-участники признают право инвалидов на труд наравне с другими; оно включает право на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который инвалид свободно выбрал или на который он свободно согласился, в условиях, когда рынок труда и производственная среда являются открытыми, инклюзивными и доступными для инвалидов.
--------------------------------
<2> СЗ РФ. 11 февраля 2013 г. N 6. Ст. 468.
<3> См.: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 297 "Об утверждении Государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 гг. // СПС "КонсультантПлюс".
<4> Статья 27 Конвенции.

Важно учитывать, что трудоустройство инвалидов имеет свои особенности. Эти особенности связаны с установлением для инвалидов дополнительных государственных гарантий их трудовой деятельности. Такие гарантии закреплены в федеральном законодательстве <5>.
--------------------------------
<5> См., например: Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 // СЗ РФ. 22.04.1996. N 17. Ст. 1915; Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4553, и др.

Правительством РФ установлены соответствующие Правила <6>, регулирующие: порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, порядок регистрации безработных граждан, включая инвалидов, и содержащие требования к подбору подходящей работы.
--------------------------------
<6> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" // СЗ РФ. 17.09.2012. N 38.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации утверждены Санитарные правила, содержащие требования к условиям труда инвалидов <7>.
--------------------------------
<7> См.: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 N 30 "Об утверждении СП 2.2.9.2510-09" (вместе с "СП 2.2.9.2510-9 Гигиенические требования к условиям труда инвалидов (Санитарные правила) (зарегистрировано в Минюсте РФ 09.06.2009. N 14036) // Российская газета. 17.06.2009. N 108.

Кроме того, в каждом регионе приняты и действуют различные нормативные правовые акты, устанавливающие дополнительные гарантии содействия занятости лицам с ограниченными возможностями <8>.
--------------------------------
<8> См., например: Закон г. Москвы от 01.10.2008 N 46 "О занятости населения в городе Москве" (в ред. от 30.04.2014); Постановление Правительства Москвы от 04.08.2009 N 742-ПП "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве" (в ред. от 22.01.2013), и др. // СПС "КонсультантПлюс".

Таким образом, можно констатировать, что позитивные начала, заложенные в ратифицированной Россией Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. и отечественное законодательство, по сути, призваны обеспечить защиту прав инвалидов, в том числе - право на труд и защиту от безработицы.
Необходимо отметить, что российское законодательство в данной области <9> в последние годы существенно обновилось и содержит значительно усовершенствованные, прогрессивные и во многом соответствующие международным стандартам нормы, способствующие обеспечению занятости и защиты от безработицы, в том числе конкурентоспособности инвалидов на рынке труда.
--------------------------------
<9> См., например: Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" // СЗ РФ. 22.04.1996. N 17. Ст. 1915; Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4553.

При этом вопрос трудоустройства лиц с ограниченными возможностями, к которым в полной мере можно отнести инвалидов, по-прежнему в числе актуальных. И, как представляется, основная причина тому - неисполнение или ненадлежащее исполнение положений действующего законодательства прежде всего со стороны работодателей. Детальный анализ многочисленной судебной практики позволяет выделить ключевые аспекты данной проблемы.

Несоблюдение работодателем положений законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов

Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 13 Закона о занятости населения одной из дополнительных гарантий занятости для отдельных категорий граждан, обеспечиваемых государством, является квота <10> для приема на работу инвалидов, которая устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
--------------------------------
<10> Квота - минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанных категорий.

Закон о социальной защите инвалидов в РФ обязывает местные органы власти обеспечить создание дополнительных рабочих мест и специализированных предприятий для применения труда инвалидов. Статьей 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов", в частности, предусмотрено, что работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников. При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда. Если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, данные работодатели освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов. При невыполнении или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов работодатели вносят обязательную плату в установленном размере за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. Полученные средства расходуются целевым назначением на создание рабочих мест для инвалидов. Руководители организаций, нарушающие порядок внесения обязательной платы, несут ответственность в виде уплаты штрафа: за сокрытие или занижение обязательной платы - в размере скрытой или недовнесенной суммы, а в случае отказа в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты - в размере стоимости рабочего места, определяемой органами исполнительной власти субъектов РФ. Суммы штрафов взыскиваются в бесспорном порядке органами Государственной налоговой службы РФ. Уплата штрафа не освобождает их от внесения задолженности.

Судебная практика <11>

--------------------------------
<11> См.: Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 26.12.2013 N 33-6569/2013 // СПС "КонсультантПлюс".

Прокурор Эжвинского района г. Сыктывкара обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ОАО "..." с требованием создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах квоты, установленной Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Постановлением правительства Республики Коми от 30.12.2004 N 276 "Об установлении квоты для приема на работу инвалидов" в размере 2% процентов от среднесписочной численности работников в трехмесячный срок со дня вступления решения в законную силу. Прокурор просил информацию о созданных или выделенных рабочих местах представить в ГУ РК "ЦЗН города Сыктывкара", а также территориальные службы занятости населения по месту нахождения филиалов. В обоснование требований указал, что ответчиком не выполняются требования законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Эжвинская районная организация Коми Региональной организации Всероссийского общества инвалидов.
Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора, суд исходил из того, что нарушения требований действующего законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, допускаемые ОАО, "...влечет за собой ограничение гражданских, экономических и политических прав и свобод инвалидов и других социально незащищенных категорий граждан.
Разрешая спор, суд обоснованно не принял во внимание ссылки ответчика на наличие на предприятии вредных и опасных производственных факторов и условий труда, не позволяющих принимать на работу инвалидов, так как Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусматривает каких-либо исключений в установлении квоты для приема на работу инвалидов, а также различных подходов к ее установлению в зависимости от отраслевой принадлежности работодателя и характера условий труда на предприятии.
Ни суду первой, ни апелляционной инстанций не было представлено доказательств того, что с учетом специфики предприятия и недостаточности производственных площадей невозможно создать или выделить рабочие места для инвалидов.
В итоге суд постановил решение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара от 9 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "..." - без удовлетворения.

Уклонение работодателей от предоставления органам службы занятости информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, а также уже созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой

Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Судебная практика <12>

--------------------------------
<12> См.: Апелляционное определение Вологодского областного суда от 19.03.2014 N 33-1336/2014 // СПС "КонсультантПлюс".

Предписанием Департамента труда и занятости населения Вологодской области на общество с ограниченной ответственностью "Вологдасельэнергопроект" была возложена обязанность в срок до 20 декабря 2013 года представить информацию согласно требованиям абзаца 2 пункта 3 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и в срок до 31 декабря 2013 года создать или выделить рабочие места в соответствии с требованиями пункта 1 части 2 статьи 24 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Общество с ограниченной ответственностью "Вологдасельэнергопроект" (далее также ООО "ВСЭП", предприятие) обратилось в суд с заявлением о признании вышеназванного предписания незаконным.
В обоснование своих требований истец указал, что предприятие не соблюдает обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов, поскольку такие обязательства могут быть возложены на работодателя, численность работников которого превышает 100 человек. На момент вынесения предписания 5 декабря 2013 года фактическое количество его работников составляло 92 человека, а их среднесписочная численность за сентябрь - ноябрь 2013 года была 80,3 человека. Кроме того, в оспариваемом предписании отсутствует ссылка на конкретные документы либо сведения, содержащие информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов, представление которых возложено на ООО "ВСЭП".
В судебном заседании представитель ООО "ВСЭП" А. заявленные требования поддержал.
Представители Департамента труда и занятости населения Вологодской области с требованиями не согласились, указывая на то, что по штатному расписанию ООО "ВСЭП" численность его работников составляет 100,3 человека. Законом Вологодской области от 22 октября 2004 года N 1065-ОЗ "О квоте для приема на работу инвалидов на территории Вологодской области" работодателям, осуществляющим деятельность на территории Вологодской области, численность которых превышает 100 человек, установлена квота для приема на работу инвалидов.
Судом первой инстанции было установлено и следует из материалов дела, что проведенной в период с 4 по 5 декабря 2013 года Департаментом труда и занятости населения Вологодской области проверкой по соблюдению ООО "ВСЭП" законодательства о социальной защите инвалидов выявлены нарушения требований законодательства о занятости населения и защите прав инвалидов, так как штатная численность указанного предприятия по состоянию на 28 июня 2013 года составила 100,3 штатных единицы, однако установленное количество квот для инвалидов этим предприятием не предоставляется, информация о количестве вакантных мест для инвалидов органам службы занятости не направляется.
Учитывая, что заявителем не исполняется обязанность, предусмотренная пунктом 3 статьи 25 Закона N 1032-1 и пунктом 1 части 2 статьи 24 Закона N 181-ФЗ по предоставлению сведений органам службы занятости о квотах для трудоустройства инвалидов в ООО "ВСЭП", созданию (выделению) рабочих мест для инвалидов, суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого предписания незаконным.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что штатная численность в ООО "ВСЭП" составляет 100,3 человека, в связи с чем на предприятии в силу части 3 статьи 25 Закона N 1032-1, статей 20, 21 Закона N 181-ФЗ, статьи 1 Закона Вологодской области от 22 октября 2004 года N 1065-ОЗ "О квоте для приема на работу инвалидов на территории Вологодской области" лежит обязанность создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, что последним сделано не было.
В апелляционной жалобе ООО "ВСЭП" поставил вопрос об отмене этого решения в связи с его незаконностью и необоснованностью, указывая на неправильное применение судом норм материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу Департамент труда и занятости населения Вологодской области просил решение оставить без изменения, полагая постановленным его правильно.
Суд апелляционной инстанции признал выводы и решение нижестоящего суда подробно мотивированными, соответствующими обстоятельствам дела, основанными на полном, всестороннем, непосредственном и объективном исследовании представленных доказательств.
Доводы подателя апелляционной жалобы судебной коллегией не были приняты во внимание, поскольку они направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. Указанные доводы жалобы являлись основанием процессуальной позиции апеллянта, были приведены в ходе разбирательства дела, являлись предметом рассмотрения в суде, исследованы судом и изложены в постановленном решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда второй инстанции не имелось, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, спор по существу разрешен верно.
В итоге судебная коллегия решение Вологодского городского суда Вологодской области от 30 декабря 2013 года оставила без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вологдасельэнергопроект" - без удовлетворения.

Несоблюдение работодателями обязанности создания или выделения рабочих мест для инвалидов, соответствующих гигиеническим требованиям к условиям труда инвалидов

Рабочие места для инвалидов на предприятиях и в организациях должны соответствовать специальным требованиям к организации труда различных категорий инвалидов в зависимости от имеющихся у них заболеваний.
Согласно ст. 22 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
В ст. 24 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:
создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Аналогичные положения закреплены в ст. 224 Трудового кодекса РФ, согласно которой работодатель обязан создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
Согласно п. 4.1 Санитарных правил СП 2.2.9.2510-09 "Гигиенические требования к условиям труда инвалидов", проектирование и оснащение специальных рабочих мест для инвалидов должны осуществляться с учетом профессии, характера выполняемых работ, степени инвалидности, характера функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, уровня специализации рабочего места, механизации и автоматизации производственного процесса.
Пунктом 4.3 указанных Правил предусмотрено, что условия труда на рабочих местах инвалидов должны соответствовать индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой Бюро медико-социальной экспертизы.

Судебная практика <13>

--------------------------------
<13> См.: Апелляционное определение Иркутского областного суда от 15.10.2013 N 33-8552/13 // СПС "КонсультантПлюс".

Прокурор г. Шелехова обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц Российской Федерации с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Русская инжиниринговая компания" (ООО "РУС-инжиниринг") о возложении обязанности создать или выделить рабочие места для инвалидов, соответствующие гигиеническим требованиям к условиям труда инвалидов.
В обоснование заявленных требований указал, что по результатам проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации о занятости населения установлено, что квота для приема на работу инвалидов в полном объеме не исполнена. Кроме того, установлено, что вакантные рабочие места для инвалидов не соответствуют Санитарным правилам 2.2.9.2510-9, работа на таких местах инвалидам противопоказана.
С учетом уточнения исковых требований прокурор просил суд обязать ООО "РУС-инжиниринг" создать или выделить в течение двух месяцев рабочие места для инвалидов в размере 3 процентов от среднесписочной численности работников филиала, а также создать условия, соответствующие требованиям по гигиене Санитарных правил 2.2.9.2510-09.
Представитель ответчика Ш. иск не признала, пояснила, что структурные подразделения филиала находятся на промышленных площадках обслуживаемых объектов, которые являются опасными производственными объектами с вредными условиями труда.
Представитель третьего лица ОГКУ "Центр занятости населения г. Шелехова" в судебное заседание не явился.
Обжалуемым решением исковые требования были удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить и принять новое решение об отказе в иске.
В обоснование доводов жалобы указал, что создать соответствующие условия труда для инвалидов, которые бы отвечали всем предъявленным требованиям, является невозможным в виду индивидуальных особенностей конкретного инвалида и отсутствия у него возможности в силу таких индивидуальных особенностей выполнять определенную работу. Прокурор г. Шелехова в письменных возражениях на апелляционную жалобу просил в ее удовлетворении отказать, и тем самым оставить решение суда без изменения.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд обоснованно исходил из того, что квота для приема на работу инвалидов ответчиком выполнена не в полном объеме. На части вакантных рабочих мест, созданных для инвалидов, имеются вредные производственные факторы, превышающие гигиенические нормативы и оказывающие неблагоприятное воздействие на организм работника. Аналогичные факторы также установлены на рабочих местах трудоустроенных инвалидов.
Судебная коллегия согласилась с выводом суда первой инстанции как соответствующим обстоятельствам дела, подтвержденным собранными доказательствами.
Выводы суда в решении сочла подробно мотивированными, соответствующими обстоятельствам дела, основанными на полном, всестороннем, непосредственном и объективном исследовании представленных доказательств.
Все доводы представителя ответчика, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, являлись предметом судебного разбирательства, и суд первой инстанции дал им правильную правовую оценку, обоснованно признал эти доводы несостоятельными, поскольку они основаны на ином, неправильном толковании норм материального права.
Указанная в жалобе ссылка на то, что наличие вредных и опасных производственных факторов не позволяет ответчику принимать на работу инвалидов, не может быть принята во внимание, поскольку Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусмотрены такие критерии дифференциации труда, как отраслевая принадлежность работодателя и характер условий труда, не позволяющие привлекать к работе с вредными (опасными) условиями труда граждан, имеющих ограниченную способность к трудовой деятельности. Доказательств того, что с учетом специфики деятельности предприятия невозможно создать или выделить места для инвалидов в пределах установленной квоты, ответчиком не было представлено. В итоге решение нижестоящего суда было оставлено без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.
Проведенный анализ законодательства и правоприменительной практики позволяет сделать вывод о том, что в основе проблемы обеспечения занятости и трудоустройства инвалидов в соответствии с требованиями законодательства и соответствующими условиями труда заложены в основном субъективные факторы. Как показывает практика, к ключевым аспектам рассматриваемой проблемы следует отнести:
- невыполнение работодателем требований положений законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов;
- уклонение работодателей от предоставления органам службы занятости информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, а также уже созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой;
- несоблюдение работодателями обязанности создания или выделения рабочих мест для инвалидов, соответствующих гигиеническим требованиям к условиям труда инвалидов.
Очевидно, что без устранения обозначенных выше и иных негативных факторов (что невозможно без усиления контроля за соблюдением действующего в данной области законодательства) государство не может в полной мере гарантировать инвалидам реальное осуществление их прав, включая право на трудоустройство и защиту от безработицы, которое на практике, скорее, носит формально-декоративный, чем реальный характер.
Тем не менее варианты решения проблемы существуют.
Один из таких вариантов, в частности, предложен членами Общественной палаты. Смысл предложения заключается в создании при Правительстве РФ государственной инспекции по вопросам трудоустройства инвалидов и безбарьерной среды. Предполагается, что в нее войдут "исключительно люди с ограниченными возможностями, а рекомендации по организации этого госоргана будут направлены в правительство" <14>. Таким образом, предлагается предоставить возможность указанной категории граждан самим контролировать и решать непосредственно касающиеся их вопросы, в том числе и вопросы трудоустройства. Предполагается, что члены вновь созданной государственной инспекции будут работать с конкретными ситуациями в своем регионе.
--------------------------------
<14> См.: news/2014/12/29/n_6789513.shtml. Доступ из http://www.gazeta.ru/social.

Данное предложение, безусловно, заслуживает внимания. Но при этом остается открытым вопрос о профессиональном уровне и компетенции лиц, которые будут заниматься такой деятельностью.
В этой связи представляется целесообразным предложить альтернативный вариант решения вопроса. А именно усилить эффективность работы уже действующих органов, осуществляющих надзорные функции в данной сфере.
Например, укрепить территориальные государственные инспекции труда, включив в состав указанных органов новые структурные подразделения (подразделение).
Одним из вновь созданных подразделений в рамках территориальных государственных инспекций труда могли бы стать, например, отделы (отдел) по федеральному государственному надзору за соблюдением законодательства в области труда и занятости инвалидов с соответствующими полномочиями.
Представляется, что это не только способствовало бы более оперативному реагированию указанных органов на жалобы граждан-инвалидов в случае нарушения их законных прав, но и значительному снижению количества судебных исков.

Список литературы

1. Конвенция о правах инвалидов от 13.12.2006 (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН N 61/106) // СЗ РФ. 11 февраля 2013 г. N 6. Ст. 468.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (в ред. от 31.12.2014).

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑