Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Трудовые отношения > Квалификация работника, профессиональный стандарт, подготовка и дополнительное профессиональное образование работников > Профессиональный стандарт "Аудитор": требования к образованию и квалификации работников аудиторских организаций (Суханов С.С.)

Профессиональный стандарт "Аудитор": требования к образованию и квалификации работников аудиторских организаций (Суханов С.С.)

Дата размещения статьи: 09.04.2016

Профессиональный стандарт "Аудитор": требования к образованию и квалификации работников аудиторских организаций (Суханов С.С.)

Приказом Минтруда России от 19.10.2015 N 728н был утвержден Профессиональный стандарт "Аудитор", который вступил в силу 6 декабря 2015 г. 23 декабря 2015 г. Минфином России совместно с НИИ труда и социального страхования Минтруда России и компанией-разработчиком ООО "Аудиторская служба "СТЕК" была проведена конференция по вопросам применения Профессионального стандарта "Аудитор". В настоящее время аудиторские компании приступили к выполнению положений Профстандарта. Рассмотрены подходы к определению требований к образованию и обучению, заложенные в Профстандарте, а также вопросы влияния Стандарта на образовательные программы.

Основой для установления требований к образованию и квалификации категорий работников, перечисленных в Профессиональном стандарте "Аудитор", являются как положения действующего законодательства, так и практика реальных аудиторских компаний. В первую очередь это Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон "Об аудиторской деятельности"), Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон "Об образовании"). Особое место при определении уровня квалификации для каждой категории работников занимает Приказ Минтруда России от 12.04.2013 N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов" (далее - Приказ N 148н). В частности, согласно Приказу N 148н уровни квалификации применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Профессиональные стандарты вне зависимости от сферы деятельности утверждаются приказами Минтруда России и, следовательно, должны соответствовать требованиям, установленным документами этого Министерства.
Функциональная карта Профессионального стандарта "Аудитор" содержит семь обобщенных трудовых функций (далее - ОТФ) (см. таблицу).

Функциональная карта Профессионального стандарта "Аудитор"

Код ОТФ

Наименование ОТФ

Уровень квалификации

A

Осуществление вспомогательных функций при выполнении аудиторского задания и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью

4

B

Выполнение аудиторского задания и оказание прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью

6

C

Руководство выполнением аудиторского задания и контроль качества в отношении аудиторских заданий

7

D

Управление рисками и контроль качества при выполнении аудиторских заданий и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью

7

E

Методическое обеспечение аудиторской деятельности

7

F

Руководство подразделением аудиторской организации

7

G

Руководство аудиторской организацией

7

Документ описывает различные направления деятельности в рамках одной аудиторской компании: помимо аудиторов, непосредственно оказывающих аудиторские услуги, к полю его регулирования относится деятельность и ассистентов аудиторов, и методологов, и внутренних контролеров качества, и управленческого персонала.
Рассмотрим ключевые моменты в отношении образования и обучения, предусмотренные Профстандартом "Аудитор" для каждой из перечисленных ОТФ.

Требования к базовому образованию

Требование наличия высшего образования предусмотрено Профессиональным стандартом "Аудитор" для всех категорий работников, за исключением начальной ступени с кодом "A". Такой вывод следует из двух документов. Во-первых, это Закон "Об аудиторской деятельности", ст. 11 которого установлено требование наличия высшего образования как условие допуска претендента к квалификационному экзамену. Во-вторых, Приказом N 148н для уровней квалификации начиная с 6-го определено наличие высшего образования. Однако если для 6-го уровня квалификации достаточно уровня бакалавриата, то начиная с 7-го уровня квалификации Приказ N 148н устанавливает более высокие ступени специалитета или магистратуры. Учитывая функционал, полномочия и ответственность работников 7-го уровня квалификации (контроль качества, методологию, стратегические и управленческие функции), представляется, что специализация на конкретных направлениях, которую может дать магистратура (или специалитет), является логичной.
Что касается ОТФ с кодом "A", работники, осуществляющие вспомогательные функции при выполнении аудиторского задания и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью, еще не являются аудиторами. Законодательство об аудиторской деятельности не охватывает данную категорию лиц, а на практике такие функции могут выполнять способные студенты последних курсов вуза. При отсутствии понятийной категории незаконченного высшего образования среди экспертов был найден компромисс в виде установления минимального требования по наличию среднего общего образования.

Требования к дополнительному образованию (обучению)

Следует обратить внимание на то, что профиль высшего образования для оказания аудиторских услуг законодательством об аудиторской деятельности не устанавливается. Поэтому на практике можно столкнуться с тем, что аудитором может быть человек как с экономическим образованием, так и с любым другим высшим образованием (физик, математик, программист и т.д.). Данный вопрос в Профстандарте был решен введением дополнительных требований в отношении профессионального образования (обучения).
Для ОТФ с кодом "A" помимо среднего общего образования предусмотрено профессиональное обучение (или образование) по специальным программам. Речь идет о том, что для выполнения трудовых функций необходимо получить знания, непосредственно связанные с аудиторской деятельностью. Программы обучения должны быть ориентированы на тот перечень знаний и умений, который приведен в Профессиональном стандарте для ОТФ: "осуществление вспомогательных функций при выполнении аудиторского задания и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью". На практике формы такого обучения (образования) могут быть различны и этот вопрос может решаться в зависимости от конкретной ситуации: это могут быть либо дополнительные курсы по специальным программам, либо зачет соответствующих предметов, изученных в вузе, либо организация обучения для стажеров непосредственно аудиторской компанией. Вместе с тем необходимо понимать, что это требование не должно выполняться формально, так как речь идет о знаниях, без которых будет невозможно освоить первую ступень профессиональной карьеры аудитора.
Для всех остальных ОТФ предусмотрено наличие дополнительного профессионального образования в области аудиторской деятельности, необходимого для сдачи экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора. Это позволяет задать профессиональную направленность независимо от того, в какой из областей работником получено высшее образование.
Отсутствие конкретизации профильности высшего образования в данном случае предусмотрено законодательством. Вместе с тем это является одним из факторов, не позволяющих выстроить цепочку становления профессии, свойственную, например, для западной модели, когда аудитор - это следующая ступень карьеры профессионального бухгалтера. В России такой последовательности не прослеживается, это лишь один из вариантов для нашего рынка аудиторских услуг.

Особые условия допуска к работе

Профессиональный стандарт предусматривает возможность установления для каждой ОТФ особых условий допуска к работе. В отношении аудиторской деятельности эти условия прямо предусмотрены Законом "Об аудиторской деятельности" (ст. 4): наличие квалификационного аттестата аудитора и членство в одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Это требование актуально для всех ОТФ, за исключением самой первой ОТФ с кодом "A" (помощников, ассистентов аудиторов).
Важно четко различать ступени ОТФ "A", для выполнения трудовых функций которой квалификационный аттестат не требуется, и ОТФ "B", начиная с которой для всех дальнейших ОТФ наличие аттестата является уже обязательным. Работа в аудиторской организации до получения квалификационного аттестата прямо установлена Законом "Об аудиторской деятельности" (ст. 11) и является одним из необходимых условий его получения. Важно, что работники на этой ступени только учатся профессии, поэтому действия они осуществляют под контролем и надзором квалифицированного аудитора. Самостоятельное осуществление аудиторской деятельности этими лицами будет возможно лишь начиная со следующей ОТФ, после получения квалификационного аттестата аудитора, на что неоднократно обращали внимание контролирующие органы.
Профессиональным стандартом "Аудитор" предусмотрено также наличие квалификационного аттестата аудитора и членство в СРО для работников, осуществляющих контрольные функции, консультирование по сложным и спорным вопросам, проводящих методическую работу. Эти требования вытекают как из положений ФПСАД N 34 "Контроль качества услуг в аудиторских организациях", так и из смысла и содержания указанных трудовых функций. Например, п. 48 ФПСАД N 34 предусмотрено, что консультирование должно быть проведено на соответствующем профессиональном уровне, а п. 50 устанавливает, что консультирование предполагает обращение к лицам, имеющим соответствующие знания, полномочия и опыт как в аудиторской организации, так и за ее пределами. Пункт 72 ФПСАД N 34 содержит обязанность возложения ответственности за мониторинг (включая выборочную инспекцию завершенных заданий) в аудиторской организации на руководящих сотрудников аудиторской организации или других лиц, обладающих достаточным опытом и полномочиями. В данных случаях квалификационный аттестат аудитора, помимо прочего, подтверждает профессиональную компетентность работников.
Профстандарт "Аудитор" учитывает требования ст. 23 Закона "Об аудиторской деятельности" в отношении так называемого нового квалификационного аттестата, т.е. аттестата аудитора, выданного после 1 января 2011 г. Наличие такого квалификационного аттестата дает право осуществления аудиторской деятельности, предусмотренной ч. 3 ст. 5 Закона "Об аудиторской деятельности". Если конкретный работник аудиторской организации в указанной деятельности не участвует, ему достаточно наличия квалификационного аттестата старого образца.

Необходимость постоянного профессионального обучения

Для каждой из ОТФ (за исключением ОТФ с кодом "A") Профессиональный стандарт "Аудитор" устанавливает требование по дополнительному профессиональному образованию по программам повышения квалификации (в том числе необходимым для проведения аудита в специфических областях). Такое условие содержит ст. 11 Закона "Об аудиторской деятельности", согласно которой аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является. Условие постоянного повышения квалификации аудиторов заложено в ФПСАД N 34.
С появлением Профессионального стандарта целесообразно сделать акцент на зависимости содержания таких программ повышения квалификации от специализации аудиторской компании, выполняемых работником трудовых функций, областей деятельности клиентов аудиторской организации. Кроме того, для выполнения разных ОТФ предусмотрены различия в объеме необходимых знаний.
Учитывая важность непрерывного профессионального обучения работников аудиторских организаций, Профессиональным стандартом "Аудитор" в составе ОТФ "E" выделена трудовая функция "Обучение и повышение квалификации работников аудиторской организации". Следует обратить внимание, что решение вопросов, входящих в данную трудовую функцию, должно быть предусмотрено в любой аудиторской организации. Отдельные элементы обучения нашли отражение и в трудовых функциях других работников, например обучение на рабочем месте менее опытных работников более опытными, разъяснение сложных и спорных вопросов, разъяснение особенностей применения законодательства, проведение внутрифирменных семинаров. Вместе с тем формы обучения и распределение обязанностей по осуществлению перечисленных трудовых функций или трудовых действий в зависимости от размера и особенностей деятельности конкретной аудиторской организации могут быть различными. Профессиональный стандарт не ставит своей целью создание единого жесткого распределения обязанностей между работниками для всех российских аудиторских организаций, но задает направления, которые должны быть реализованы, и устанавливает подход к квалификации работников, занимающихся этими направлениями.

Учет положений Профессионального стандарта в образовательных программах

Положения Профессионального стандарта "Аудитор" должны найти отражение в образовательных программах. Законом "Об образовании", а также изменениями и дополнениями к нему (в частности, внесенными Федеральным законом от 02.05.2015 N 122-ФЗ) предусмотрены следующие взаимосвязи системы образования и положений профстандартов:
- формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии) (ч. 7 ст. 11);
- содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям (ч. 9 ст. 76);
- программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ (ч. 10 ст. 76);
- программы профессионального обучения разрабатываются и утверждаются на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (ч. 8 ст. 73).
Таким образом, образовательные программы должны быть ориентированы на получение квалификации, уровня знаний и умений, описанных в профессиональных стандартах. Система квалификаций, учитывающая в первую очередь профессиональные стандарты, только формируется, поэтому в части образовательных программ это новая и непростая работа. Значительные усилия потребуются для анализа и пересмотра федеральных государственных образовательных стандартов. Для такой работы Федеральным законом от 02.05.2015 N 122-ФЗ предусмотрен срок до 1 июля 2017 г.
В аудиторской отрасли помимо стандартов высшего образования следует провести мониторинг на соответствие положениям Профессионального стандарта образовательных программ по подготовке аудиторов и программ повышения квалификации аудиторов.

Задачи аудиторской организации в отношении постоянного профессионального обучения работников с появлением Профстандарта

Пунктом 35 ФПСАД N 34 "Контроль качества услуг в аудиторских организациях" установлено, что профессиональная компетентность работников аудиторской организации во многом зависит от соответствующего уровня постоянного профессионального обучения, позволяющего сохранять и приумножать знания и навыки работников. Для этого в своей деятельности аудиторская организация должна придавать особое значение необходимости постоянного профессионального обучения работников всех уровней. Аудитору необходимо постоянно расширять и дополнять уровень образования, развивать новые или специализированные навыки и знания на протяжении своей карьеры. Это связано с такими процессами, как глобализация экономики, внедрение новых технологий, усложнение бизнеса аудируемых лиц и другими факторами.
С появлением Профессионального стандарта "Аудитор" каждой аудиторской организации целесообразно проанализировать и при необходимости скорректировать свой подход к вопросу постоянного профессионального обучения, в частности обратить внимание на тематику программ повышения квалификации своих работников, продумать необходимость различных форм обучения с учетом специфики своей деятельности, обновить внутрифирменные стандарты в этой части. Ориентиром в этом будет служить перечень необходимых знаний, трудовых действий и умений для каждой из ОТФ, предусмотренных Профстандартом. С учетом необходимости аудитора соответствовать высоким требованиям к уровню квалификации в условиях изменений законодательства в различных областях деятельности это представляется особенно важным.

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑