Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 13.04.2016
На протяжении семи последних лет Исследовательский центр портала Superjob.ru проводит открытый опрос для определения рейтинга самых опасных профессий, и положение шахтеров неизменно остается на первом месте данного рейтинга.
Анализ статистических данных приводит к выводу о том, что в обществе профессия шахтера оценивается как самая опасная. Лишь в 2014 г. первое место по опасности заняла профессия военнослужащего, что объясняется вооруженным конфликтом у границ Российской Федерации, в связи с которым служба по контракту и работа кадровых офицеров может быть сопряжена с очевидной угрозой для жизни.
Указанные данные подтверждаются статистикой о травматизме на производстве работников, занятых на подземных работах, приведенной в подготовленных Министерством труда и социальной защиты Докладах о реализации государственной политики в области условий и охраны труда за 2012, 2013 гг. Согласно этим данным в период с 2009 по 2013 г. в результате несчастных случаев на производстве пострадало более 8759 человек.
Министерство экономического развития в своем Прогнозе социально-экономического развития на 2015 г. и на плановый период 2016 - 2017 гг. отражает рост добычи угля с 351 млн тонн в 2015 г. до 386 млн тонн в 2017 г.
Следовательно, для решения проблемы высокого травматизма работников, занятых на подземных работах, невозможно пойти по пути сокращения численности данной категории работников, так как потребность экономики в полезных ископаемых только растет. В связи с этим необходимо искать другие решения, направленные на сохранение трудовых отношений с работниками, занятыми на подземных работах, и одновременное снижение для них уровня профессионального риска. Одним из главных инструментов для достижения данной цели является установление на законодательном уровне новых норм охраны труда. За последние несколько лет были приняты нормативно правовые акты, положительно повлиявшие на регулирование труда работников, занятых на подземных работах. Так, например, Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 353-ФЗ внесены изменения в раздел Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ), касающийся особенностей регулирования труда отдельных категорий работников. В него дополнительно включена глава 51.1, нормы которой установили особенности регулирования трудовых отношений работников, непосредственно осуществляющих добычу полезных ископаемых подземным способом, работников, занятых на работах по строительству, эксплуатации подземных сооружений, на аварийно-спасательных работах в указанных сооружениях (кроме подземных сооружений, строительство которых осуществляется открытым способом), за исключением работников, занятых на работах по эксплуатации метрополитена.
К числу главных инструментов управления профессиональными рисками относится и недавно введенная специальная оценка условий труда, пришедшая на смену ранее предусмотренному законом о труде такому способу определения условий труда на каждом рабочем месте, как их аттестация.
Термин "аттестация рабочих мест" появился еще в Кодексе законов о труде СССР 1971 г. (далее - КЗОТ). В тот период основной целью аттестации рабочих мест были рационализация рабочих мест, внедрение новых технологий и организационно-технических мероприятий, направленных на повышение производительности труда. Однако КЗОТ не содержал норм, регулирующих аттестацию.
Дальнейший этап в развития законодательства об охране труда был связан с необходимостью установления взаимозависимости уровня заработной платы и аттестации рабочего места, что нашло свое отражение в Постановлении Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 02.10.1986 N 381/22-68 "Об утверждении Типового перечня работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда на предприятиях машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности".
Основы законодательства Российской Федерации об охране труда от 6 августа 1993 г. систематизировали нормы об охране труда, закрепив права работников в сфере охраны труда и определенный уровень государственных гарантий по обеспечению каждому работнику безопасных условий труда. Одной из них стал возврат к обязательной аттестации рабочих мест. Постановлением Минтруда России от 14.03.1997 N 12 было утверждено Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
В 1999 г. принимается Федеральный закон от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", который закрепляет на законодательном уровне обязательный характер проведения аттестации рабочих мест каждым работодателем независимо от организационно-правовых форм хозяйствования и форм собственности.
Следующим этапом в реформировании системы аттестации рабочих мест стал новый Порядок ее проведения, введенный Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569, который распространил его не только на работодателей - юридических лиц, но и на индивидуальных предпринимателей. Впоследствии в этот механизм был внесен ряд изменений, с учетом которых Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н утвержден новый Порядок, который действовал до принятия ФЗ от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Целью принятия ФЗ от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" послужила необходимость в унификации процедуры оценки условий труда на рабочих местах как единого способа реализации установленного пенсионным законодательством механизма освобождения работодателей от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и механизма предоставления предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций одновременно с формированием мер экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда.
Существовавшие до этого три процедуры оценки рабочих мест: аттестация рабочих мест, специальная оценка условий труда, регулируемая в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также государственная экспертиза условий труда - были приведены к единой форме. Что позволило работодателю проводить исследование рабочего места своих работников однократно.
Необходимо также отметить, что новый правовой механизм идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса позволяет существенно сократить финансовые расходы работодателей на охрану труда. Процедура идентификации потенциально вредных и опасных факторов производственной среды заключается в сопоставлении и установлении совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с наименованиями факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов.
Согласно пояснительной записке к проекту ФЗ от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" риски возможных негативных последствий от принятия данного Закона отсутствуют. Однако анализ норм указанного Закона позволяет выявить наряду с положительными последствиями его применения и ряд отрицательных тенденций.
К числу положительных сторон принятия Закона "О специальной оценке условий труда" можно отнести следующие: возможность использования результатов специальной оценки условий труда во всех процедурах в сфере охраны труда, включая предоставление работникам гарантий и компенсаций; организацию обязательных предварительных медицинских осмотров при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров; оценку уровня профессиональных рисков; повышение уровня защиты трудовых прав работников посредством увеличения степени участия профсоюзов в проведении оценки условий труда.
Учитывая то, что с момента вступления в силу Федерального закона "О специальной оценке условий труда" не прошло еще и двух лет, а также то, что специальная оценка условий труда в отношении тех рабочих мест, аттестация которых была проведена до вступления в силу данного нормативного акта, может не проводиться в течение пяти лет, пока рано говорить о бесспорной эффективности новых механизмов оценки уровня воздействия на работников вредных и (или) опасных факторов. Однако и на данный момент уже очевидно наличие и негативных последствий применения Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Основные проблемы специальной оценки условий труда связаны с институтами рабочего времени и времени отдыха, а также с гарантиями и компенсациями работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда. Трудовой кодекс Российской Федерации в ст. 92 установил сокращенную продолжительность рабочего времени и времени отдыха для всех работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, - не более 36 часов в неделю, однако применение Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке труда" привело к сокращению круга лиц, на которых она распространяется. Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается теперь по результатам специальной оценки условий труда: для категорий работ, отнесенных к вредным условиям труда 3-й и 4-й степени или опасным условиям труда. Данные положения, по мнению ряда ученых, противоречат нормам международного трудового права, в частности Европейской социальной хартии. Так, п. 1 ст. 2 ЕСХ предусматривает обязанность государств по обеспечению прогрессирующего снижения еженедельной продолжительности рабочего времени с учетом соображений производительности труда и иных факторов, среди которых называются "характер работы и риски в отношении безопасности и здоровья, которым подвергаются работники".
С учетом дифференциации условий труда устанавливаются четыре степени вредности. Первая и вторая степени вредности условий труда включают в себя:
1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1-й степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов и увеличивается риск повреждения здоровья;
2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2-й степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет).
Рассматриваемые вредные условия труда 1-й, 2-й степени, несомненно, оказывают негативное воздействие на здоровье работников. Однако данные работники лишены гарантии на сокращение продолжительности рабочего времени, что противоречит положениям ЕСХ о прогрессирующем сокращении недельной продолжительности рабочего времени для работающих в таких условиях.
Ежегодный оплачиваемый отпуск в соответствии с указанным выше Законом также устанавливается по результатам специальной оценки условий труда: для категорий работ, отнесенных к вредным условиям труда 2-й, 3-й, 4-й степени либо опасным условиям труда, - не менее 7 календарных дней. Предусматривается повышение оплаты труда работников, занятых на подземных работах, - не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Это значит, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск не предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда 1-й степени.
Анализ положений Закона "О специальной оценке условий труда" дает основание для следующего вывода: применение его норм влечет снижение уровня гарантий и компенсаций для отдельных категорий работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Право работника на предоставление гарантий и компенсаций теперь обусловлено результатами специальной оценки условий труда. К примеру, если ранее указанные выше виды гарантий и компенсаций в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 (ред. от 28.06.2012) "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" предоставлялись работникам по всем видам работ, признанным по результатам аттестации тяжелыми, работами с вредными и (или) опасными и иными условиями труда, в связи с чем работодатель обязан был предоставить работнику все положенные компенсации, то теперь работникам, условия труда которых отнесены к вредным условиям труда 2-й степени, будут предоставляться гарантии, касающиеся только дополнительного отпуска. Право на сокращенную продолжительность рабочего времени при выполнении такой работы работник теряет. Несомненно, данные проблемы, связанные со специальной оценкой условий труда, прежде всего коснутся работников, занятых на подземных работах.
Ряд особенностей связан с порядком проведения СОУТ на подземных работах, установлен Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 декабря 2014 г. N 996н "Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников, занятых на подземных работах". В соответствии с Приказом эксперты организации, проводящей специальную оценку условий труда, в частности идентификацию, и (или) исследования потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, обязаны:
пройти, как и работники, занятые на подземных работах, медицинский осмотр с получением заключительного акта об отсутствии противопоказаний для работы под землей;
пройти обязательный перед спуском в шахту специальный инструктаж, проверку навыков применения самоспасателей и других средств индивидуальной защиты;
спускаться в шахту и перемещаться по горным выработкам только в сопровождении уполномоченного лица работодателя;
осуществлять деятельность по идентификации производственных факторов, проведению исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов под контролем уполномоченного лица работодателя (заказчика).
Следовательно, перед законодателем стоит задача - решить рассмотренные выше проблемы, поскольку от этого зависит нормальное функционирование отношений по охране труда в целом и труда работников, занятых на подземных работах, сопряженных с высокими профессиональными рисками для жизни и здоровья людей в частности.
Список использованной литературы
1. Гусов К.Н., Лютов Н.Л., Тучкова Э.Г. и соавт. Трудовое право: учебник для бакалавров / отв. ред. К.Н. Гусов. Москва: Проспект, 2013. 632 с.
2. Гусов К.Н., Тучкова Э.Г., Снигирева И.О. и соавт. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / под ред. К.Н. Гусова, Э.Г. Тучковой. 9-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2014. 1008 с.
3. Лютов Н.Л., Герасимова Е.С. Вопросы соответствия международным нормам законодательства России в сфере безопасности и гигиены труда // Трудовое право в России и за рубежом. 2014. N 3. С. 27 - 32.
4. Шевченко О.А. Об особенностях регулирования труда работников, занятых на подземных работах // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. Вып. 10. С. 23 - 26.
5. Чудова Е.А. Некоторые проблемы применения законодательства о специальной оценке условий труда // Трудовое право в России и за рубежом. 2015. N 2. С. 50 - 53.