Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Трудовые отношения > Дисциплина труда и трудовой распорядок > Развитие управления дисциплиной труда представительными органами работников (Аббасова Е.В., Васильев В.А.)

Развитие управления дисциплиной труда представительными органами работников (Аббасова Е.В., Васильев В.А.)

Дата размещения статьи: 15.04.2016

Развитие управления дисциплиной труда представительными органами работников (Аббасова Е.В., Васильев В.А.)

Дисциплина труда - обязательные для всех работников правила поведения в совместном труде - призвана обеспечивать их согласованную деятельность в процессе работы в организации. Ее эффективность во многом связана с потребностями рыночной экономики, мотивацией трудовой деятельности. Мотивационный механизм существенно влияет на характер использования рабочего времени. Современные технологии, модернизация производства повышают значимость каждого часа, затраченного в процессе труда. Кроме того, специализация взаимосвязанных отдельных видов производств повышает их роль в общей технологической цепочке производства. Трудовое законодательство присущими ему методами участвует в решении задач, о которых идет речь. На различных исторических этапах российского общества оно далеко неоднозначно решало вопросы, связанные с дисциплиной труда. "Нынешнее трудовое право несет в себе множество черт советского права. В этом наследии прошлого имеются как негативные, устаревшие, не оправдавшие себя, неприемлемые для дальнейшего развития трудового права черты и особенности, так и немало положительного, представляющего в глобально-историческом смысле социальные достижения нашей страны, бесценный опыт (как положительный, так и отрицательный), выстраданный путем проб и ошибок" <1>.

--------------------------------
<1> См.: Киселев И.Я. Трудовое право России. Историко-правовое исследование: Учеб. пособ. для вузов. М.: Норма, 2001. С. 18.

Советское трудовое право формировалось после прихода к власти большевиков в ходе осуществления коренных экономических, социальных преобразований. Возрождение народного хозяйства осуществлялось в условиях разрухи, гражданской войны в 1918 - 1920 гг. В соответствии с условиями того времени работу государственных, хозяйственных органов отличали жесткие методы, что являлось одним из проявлений диктатуры пролетариата. "Однако в законодательстве военного коммунизма отразились не только чрезвычайные обстоятельства тех лет, но и преобладавшие в руководстве коммунистической партии и советского правительства представления о преобразованиях, необходимых для строительства социализма в нашей стране" <2>. Кодекс законов о труде РСФСР, принятый в декабре 1918 г. (КЗоТ РСФСР) <3>, наглядно отразил характер осуществлявшейся социальной политики в стране в период военного коммунизма. В первом разделе Кодекса "О трудовой повинности" предусматривалась обязанность трудиться для всех граждан. В то же время Кодекс закрепил высокий уровень правовых гарантий (запрет детского труда и ночного труда для несовершеннолетних, перечень оснований для увольнений и др.).
--------------------------------
<2> Киселев И.Я., Лушников А.М. Трудовое право: Учебник. 4-е изд. М., 2011. С. 31.
<3> СУ РСФСР. 1918. N 88 - 89. Ст. 905.

В соответствии со ст. 126 Кодекса на представительные органы, в частности фабрично-заводские комитеты профсоюзов, возлагалась обязанность наблюдения за исполнением правил внутреннего распорядка в предприятиях и хозяйствах. Общественные органы решали возникшие в процессе трудовой деятельности конфликты, определяли степень виновности работников. В частности, КЗоТ РСФСР 1918 г. предусматривал, что, если орган рабочего самоуправления (фабрично-заводской и т.п. комитет), ознакомившись с причинами оставления работы, найдет их необоснованными, трудящийся обязан продолжить работу, но может обжаловать постановление органа рабочего самоуправления в соответствующий профессиональный союз (ст. 52). Меры общественного воздействия использовались для укрепления производственной и тарифной дисциплины, правил внутреннего распорядка, постановлений союзных органов о трудовой дисциплине. На этом, в частности, акцентировалось внимание в Декрете Совета народных комиссаров РСФСР (СНК РСФСР) 14 ноября 1919 г. "О рабочих дисциплинарных товарищеских судах (положении)" <4>. В соответствии с п. 3 названного Декрета суды организовывались при местных отделениях (губернских, уездных и районных) производственных профессиональных союзов. Характер мер воздействия, которые были вправе применять члены суда, свидетельствует, что названные общественные формирования по сути выполняли карательные функции. На основании названного Декрета они применяли такие санкционные меры, как временное лишение права участия в выборах, направление на тяжелые общественно необходимые работы, увольнение из предприятий.
--------------------------------
<4> СУ РСФСР. 1919. N 56. Ст. 537.

Более прогрессивным шагом в деятельности указанных общественных формирований стало создание в 30-е годы производственно-товарищеских судов на фабриках, заводах, в государственных и общественных учреждениях и предприятиях. В Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 20 февраля 1931 г. об их создании отмечалось, что целью их является привлечение общественной самодеятельности широких масс рабочих и служащих на борьбу с нарушениями трудовой дисциплины. Если Декрет о рабочих дисциплинарных товарищеских судах не содержал перечня нарушений, за совершение которых можно было привлекать к ответственности, то производственно-товарищеские суды рассматривали дела лишь за определенные в указанном Постановлении нарушения. К их числу были отнесены: нарушения трудовой дисциплины, систематическое небрежное отношение к социалистическому имуществу, изготовление бракованной продукции сверх предельных норм, и некоторые другие. Значительно были смягчены применяемые судами меры воздействия. К ним относились: предупреждение, общественное порицание, штрафы, возбуждение перед администрацией вопроса об увольнении. Создание этих общественных органов приобрело массовый характер. В 1933 г. в стране было создано 20648 производственно-товарищеских судов <5>. Основную категорию дел составляли дела о нарушениях трудовой дисциплины.
--------------------------------
<5> Труд. 1933. 2 апреля.

Новые задачи в деятельности общественных формирований, о которых идет речь, были определены Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 03.07.1961, утвердившим Положение о товарищеских судах. Выборные общественные органы были призваны активно содействовать воспитанию граждан не только в духе "коммунистического отношения к труду", но и такого же отношения к соблюдению правил социалистического общежития.
В настоящее время большой потенциал общественных органов слабо используется для воспитания занятых в сфере труда, формирования у них уважения к труду, к соблюдению правил общежития, развитию чувства коллективизма. Слишком велик разрыв в распределении материальных благ, оплате труда работников и представителей менеджмента, что делает труднорешаемым обеспечение необходимого единства в выработке взаимоприемлемых решений. Управление призвано воздействовать как на систему производства, так и на социальные отношения в сфере труда. В первом случае речь идет об осуществлении технической оснащенности, разделении труда, использовании резервов производства. Во втором - о регулировании отношений между работниками и представителями менеджмента, формировании психологического климата. Эти отношения определяются системой оплаты труда, стимулирования работников, методами воздействия на коллектив и рядом других факторов. В условиях рынка востребованы грамотные, креативные работники, наделенные творческим потенциалом. Для предпринимателей выгодно использовать формы управления, представляющие экономическую выгоду. Для работников важно участие в управлении для расширения возможностей осуществлять влияние на принятие решений, улучшающих их положение в процессе труда. Начальные шаги в этом направлении были совершены с принятием КЗоТ РСФСР 1922 г., который от предыдущего Кодекса отличался своей концепцией. Его назначением было регулирование трудовых отношений в условиях новой экономической политики, когда на государственном уровне были признаны необходимость развития рынка, в определенных границах - право частной собственности и свобода предпринимательства. В отличие от КЗоТ 1918 г. он не предусматривал трудовой повинности, граждане РСФСР получили право трудоустраиваться в порядке добровольного найма. Уменьшился административный прессинг в укреплении трудовой дисциплины, поскольку работники были заинтересованы в результатах своего труда. Но такой временной отрезок не был продолжительным. В начале 30-х годов в период форсированной индустриализации и коллективизации договорные отношения в сфере труда вытеснялись и заменялись администрированием.
Командно-административные методы позволили на определенный период добиться успехов в экономике, укреплении трудовой дисциплины. В послевоенные годы (1951 - 1960 гг.) темпы прироста производительности труда в промышленности СССР составляли в среднем 7,3% в год. По этим показателям Советский Союз занимал третье место в мире после США и Франции <6>. Меры, которыми достигались эти успехи, не находили поддержки в трудовых коллективах, широких слоях населения. Предпринятые в последующем шаги по развитию демократии в управлении организациями, ослаблении администрирования в сфере труда успеха не принесли. Несмотря на то что некоторые из предпринятых мер заслуживают высокой оценки, сыграли положительную роль в развитии трудовых отношений, их необходимой либерализации. Но основополагающие нормативные правовые акты принимались без учета реальной ситуации на предприятиях, положительного международного опыта. Верховным Советом СССР 17 июня 1983 г. был принят Закон СССР "О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями" <7> (в дальнейшем - Закон о трудовых коллективах). Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1988 г. КЗоТ РСФСР 1971 г. был дополнен главой XV-А "Трудовой коллектив" <8>. Трудовой коллектив и его представительный орган - Совет трудового коллектива реально наделялись широким кругом полномочий. Содержащиеся в ст. ст. 235.2 - 235.8 Кодекса положения не имели аналогов в истории российского трудового законодательства. Были законодательно закреплены нормы, предусматривающие выборы руководителей в трудовых коллективах и освобождение от должности руководящих работников, по требованиям коллективов. Работники, не будучи готовыми к управлению организациями, использовали широкий круг полномочий, нередко во вред производству, для необоснованного увольнения руководителей. В соответствии с Законом РФ от 25 сентября 1992 г. из КЗоТ РСФСР были исключены ст. ст. 235.2 - 235.8, характеризующие правовое положение трудового коллектива <9>.
--------------------------------
<6> Ретинский С. Ю.В. Андропов и производительность труда в СССР // http://propaganda-joumal.net/623.htm/2009.
<7> Ведомости Верховного Совета СССР. 1983. N 25. Ст. 382.
<8> Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1988. N 6. Ст. 168.
<9> Ведомости СНД и Верховного Совета РФ. 1992. N 41. Ст. 2254.

Одних полномочий коллективы были лишены, а другими они не были наделены. Образовался вакуум в деятельности работников по участию в управлении организациями, включая влияние на дисциплину труда. С этим нельзя согласиться, поскольку полное отстранение работников от управления наносит ущерб в решении производственных, социальных задач. Был использован известный принцип "до основанья мы разрушим...". Как отмечает С.Ю. Чуча, это привело даже к отрицанию в научной литературе наличия у трудового коллектива статуса субъекта права. Такой вывод едва ли является обоснованным, трудовой коллектив следует рассматривать как субъект правоотношений, реализующий права и обязанности через свои органы <10>. Без достаточной проработки был решен вопрос о полномочиях представительных органов работников в случаях, когда они требовали прекращения трудового договора с руководителями организаций и руководителями структурных звеньев. Нынешняя редакция ст. 195 ТК РФ, призванная разрешать конфликты между представительными органами работников и руководителями, малоприемлема для разрешения сложных конфликтов. В значительной степени она декларативна, позволяет виновным в трудовом конфликте руководителям если не уходить полностью от ответственности, то вместо заслуженного увольнения получать наказание в виде замечания или выговора, поскольку решение этого вопроса отнесено к компетенции работодателя. Уход от принципиального решения актуальных вопросов по существу, как правило, лишь усугубляет конфликтную ситуацию. Работники митингуют, блокируют транспортные коммуникации, одновременно обращаются за помощью к различным органам власти.
--------------------------------
<10> См.: Чуча С.Ю. Социальное партнерство в сфере труда: становление и перспективы развития правового регулирования в Российской Федерации. М., 2008. С. 166.

Практика свидетельствует, что в указанных ситуациях должен быть более широким круг полномочий представительных органов коллективов работников. Не может быть одинаковым подход к разрешению конфликтов различной сложности. В ТК РФ необходимо определить, что в исключительно сложных ситуациях требования представительных органов работников об увольнении виновных должностных лиц должны удовлетворяться, без замены наказаний другими дисциплинарными взысканиями (замечание, выговор). Речь идет о длительной задержке заработной платы по вине должностных лиц, нарушениях по этой же причине правил охраны труда, приведших к тяжким последствиям, игнорировании руководителями коллективных договоров.
Около 100 лет назад в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных Российской империи, в ст. 1359 было определено: "Если содержатели фабрик, заводов и мануфактур прежде истечения условленного с работниками сих заведений времени самовольно понизят плату своих работников или же будут заставлять их, вместо следующей им платы деньгами, получать ее товарами, хлебом или другими какими-либо предметами, то они за сие подвергаются: денежному взысканию от ста до трехсот рублей, и сверх того, обязаны вознаградить за понесенные вследствие сего работниками убытки". А ст. 1359(2) того же Уложения о наказаниях предусматривала арест на время до трех месяцев и, сверх того, содержатель фабрик, заводов, мануфактур мог быть лишен права заведовать ими на время до двух лет, если он трижды нарушил ст. 1359 или в первый и второй раз, если его действия вызвали на фабрике или заводе волнение, сопровождавшееся нарушением тишины или порядка, и повлекли принятие чрезвычайных мер для подавления беспорядков <11>. С учетом уровня организации, оплаты и охраны труда в дореволюционной России авторы далеки от мысли о том, чтобы ставить в пример современному законотворчеству законодательство того времени. Если о нем и упоминается, то лишь с единственной целью - показать, что в тех условиях имели место прогрессивные направления деятельности органов представительной власти, принятие адекватных мер при нарушениях трудовых прав рабочих.
--------------------------------
<11> Свод законов Российской империи. Т. XV. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных.

Усиление требовательности к виновным в трудовых конфликтах отвечает утвержденной Правительством РФ 5 июня 2015 г. Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015 - 2020 гг.). В ней, в частности, отмечается "неопределенность надзора для работников и работодателей, отсутствие формализованного перечня критериев или стандартов, которым должны соответствовать условия труда на предприятиях (в организациях) и в соответствии с которыми будет осуществляться проверка" <12>. В той же Концепции отмечен низкий охват проверочными мероприятиями подконтрольных субъектов, обусловленный тем, что при действующей модели надзора Федеральная служба по труду и занятости при имеющихся ресурсах может обеспечить проверку лишь около 1,6% всех подконтрольных субъектов. Согласно документам МОТ необходимый охват проверками инспекции труда подконтрольных субъектов должен быть обеспечен на уровне 15 - 20%. При столь низком значении этого показателя невозможно в должной степени обеспечить контроль за соблюдением трудового законодательства <13>.
--------------------------------
<12> Профсоюзная юридическая газета. Приложение к газете "Солидарность" 17 - 24 июня 2015 г.
<13> Там же.

В решении вопросов, связанных с дисциплиной труда, вправе участвовать производственные советы. В Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" акцентировано внимание на необходимости создания производственных советов в организациях. На практике в их деятельности значительное внимание уделяется мерам стимулирующего характера, направленным на укрепление трудовой дисциплины. В конечном итоге это способствует повышению производительности труда.

Список использованной литературы

1. Киселев И.Я., Лушников А.М. Трудовое право: Учебник. М., 2011. С. 31.
2. Ретинский С. Ю.В. Андропов и производительность труда в СССР // http://propaganda.journal.Net/623.net/623.htm/2009.
3. Чуча С.Ю. Социальное партнерство в сфере труда: становление и перспективы развития правового регулирования в Российской Федерации. М., 2008. С. 166.
4. Зайченко О. Строителям "Восточного" выплатили большую часть долга // Солидарность. 2015. 5 - 12 августа.

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑