Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 19.04.2016
В 2014 году, по данным опроса Центра Павла Левады, более 46% россиян работали не по специальности. Среди них и те, кто числился специалистом по госзакупкам, то есть работал по профессии, которой не существует.
РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
В конце января в Минэкономразвития России состоялось заседание межведомственной рабочей группы Минэкономразвития РФ и Минобрнауки РФ по вопросу формирования системы подготовки и аттестации специалистов в сфере закупок. Тогда, в частности, речь шла о разработке методических рекомендаций по программам дополнительного профессионального образования и аттестации в сфере закупок.
Директор Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития Максим Чемерисов заметил:
- Разработка методических рекомендаций обеспечит эффективную подготовку кадрового состава в сфере закупок, а также позволит повысить качество рынка образовательных услуг. Данные рекомендации разрабатываются для подготовки программ дополнительного профобразования и аттестации в сфере закупок, с учетом современных требований к качеству обучения и действующего законодательства.
При разработке проекта методических рекомендаций предлагается предусмотреть продолжительность освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации в сфере закупок - не менее 108 академических часов.
Свое мнение на этот счет высказали эксперты. Например, Алексей Кузнецов, специалист по госзакупкам, отметил:
- Да, 108 часов - это уже хорошо. Возможно, станут меньше продавать "корочки" об окончании курсов по результатам 16-часовых семинаров. Это должно уйти в прошлое. Хотя, если эти образовательные стандарты будут носить рекомендательный характер, это ничего не меняет. Кто мешает сделать обучение, например, очно-заочным либо вообще дистанционным? Важно, чтобы была конкуренция среди обучающих центров. Хотелось бы, чтобы их было больше двух. Однако здесь важнее другое - должен быть разработан профессиональный стандарт! А его нет и поныне.
ЧТО ТАКОЕ ПРОФСТАНДАРТ?
Согласно ст. 195.1 Трудового кодекса РФ, профессиональный стандарт - это "характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности". Под квалификацией подразумеваются уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыт работы сотрудника.
Профстандарт разрабатывается профессиональным сообществом, согласовывается с Национальным советом по квалификациям и утверждается приказом Минтруда. На его основании работодатель разрабатывает внутренние локальные акты, в том числе должностные инструкции. Пока, кстати, в России разработаны далеко не все необходимые стандарты профессий.
В пресс-службе Минтруда России нам сообщили, что уже существует проект Профессионального стандарта "Специалист в сфере закупок", подготовленный Минэкономразвития России. В Госдуме ждет своего часа законопроект N 537948-6 "О внесении изменений в статью 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации (в части законодательного закрепления обязательности применения профессиональных стандартов работодателями)". Он был принят в первом чтении 19 сентября 2014 года. Поправки должны были подготовить ко второму чтению в тридцатидневный срок. В заключении к законопроекту указывается, что Правительство доработало его таким образом, что профстандарты необходимо распространить и на государственные предприятия, и на частные компании.
Проектом предлагается ввести в Трудовой кодекс России отдельную статью 195.2, которая описывает применение профессиональных стандартов. С 2016 года стандарты работы станут обязательными для государственного сектора, с 2020-го - для всех остальных.
В 2014 году Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) поддержала поправки о профстандартах, но с оговорками. Ее руководитель Михаил Шмаков предлагает вводить стандарты не с 2016 года, а только с 2020-го и делать это с учетом мнений профсоюзов.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ СПЕЦИАЛИСТУ ПО ЗАКУПКАМ
Сегодня в профессиональной среде идут обсуждения профстандарта специалиста по закупкам. Ведь необходимость в этой специальности возникла вместе с введением в действие Закона о контрактной системе: закупками должен заниматься не просто ответственный сотрудник компании, а настоящий дипломированный специалист.
- Стандарт "Специалист в сфере закупок" предполагает наличие знаний, которых будет достаточно для выполнения функций на самом высоком уровне, - сообщили в Министерстве труда.
Согласно законопроекту, профстандарты будут в обязательном порядке применяться к сотрудникам государственных органов, органов местного самоуправления, государственных корпораций, государственных компаний, хозяйственных обществ, иных организаций, в уставном капитале которых доля государства превышает 50%.
ОТ ПРОШЛОГО К БУДУЩЕМУ
В 2013 году премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил комплексный план мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014 - 2016 годы. Был создан Национальный совет профессиональных квалификаций при Президенте РФ. Кроме того, как сообщалось на сайте Правительства РФ, Министерству труда поручено совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей разработку профессиональных стандартов и их применение, включая правила разработки, утверждения и применения. Также в поручении говорилось о необходимости провести анализ потребности в разработке профессиональных стандартов, в том числе с учетом государственных программ и планов мероприятий ("дорожных карт") по приоритетным направлениям развития экономики страны.
Минтруду поручено подготовить предложения по дальнейшей разработке профессиональных стандартов на 2015 - 2020 годы начиная с IV квартала 2014 года.
Также ведомству предстоит доработать информационный ресурс по вопросам профессионального развития (информация о потребности в кадрах, профессиях, возможности получения образования и трудоустройства на базе действующих информационных ресурсов); подготовить методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов.
Министерству труда России также было поручено разработать и внедрить механизм независимой оценки профессионального уровня квалификации работников на основе профессиональных стандартов, а также разработать новую версию Общероссийского классификатора занятий и национального классификатора профессиональных стандартов. Работа, конечно, идет. Но быстро ее не выполнить, поскольку в ней участвуют множество заинтересованных профессиональных сообществ. К тому же это новая профессиональная переквалификация может повлечь повальные кадровые увольнения и перестановки. После того как стандарты все же примут (обещают уже в 2015 году), надо будет вносить поправки в законы, например о государственной гражданской службе Российской Федерации, муниципальной службе и др. Кроме того, законодателю предстоит связать профессиональные стандарты с образовательными. А это также потребует много времени.