Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Трудовые отношения > Оплата и нормирование труда > Важные изменения в сфере трудового законодательства (Джабазян Е.Л.)

Важные изменения в сфере трудового законодательства (Джабазян Е.Л.)

Дата размещения статьи: 21.05.2016

Важные изменения в сфере трудового законодательства (Джабазян Е.Л.)

23 марта в первом чтении был принят проект федерального закона N 983383-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда". Поправки затронули Трудовой кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, а также Гражданский процессуальный кодекс. В частности, предусмотрено, что зарплату нужно будет выплачивать не позднее 10 дней после месяца, за который она начислена. Кроме того, будет ужесточена материальная ответственность работодателя за ее несвоевременную выплату, а также появится новое основание для проведения внеплановых проверок федеральной инспекцией труда. Подробно обо всех новшествах расскажем в представленной статье. 

Об изменениях в Кодексе об административных правонарушениях. Статьей 1 проекта федерального закона N 983383-6 в новой редакции изложена ст. 5.27 "Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" КоАП РФ. 

К сведению. Ранее значительные изменения в ст. 5.27 КоАП РФ были внесены согласно ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ. Эти поправки вступили в силу 1 января 2015 г. и предусматривали усиление ответственности за нарушение трудового законодательства, а также перечень конкретных нарушений вместо общих формулировок. Напомним, что ранее максимальный штраф, который мог быть наложен на юридическое лицо за нарушения в данной сфере, составлял 50 000 руб. 

Как и прежде, согласно ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (если иное не предусмотрено ч. 3, 4, 6 данной статьи и ст. 5.27.1 КоАП РФ), влечет или предупреждение, или наложение административного штрафа:

- на должностных лиц - в размере от 1000 до 5000 руб.;

- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1000 до 5000 руб.;

- на юридические лице - от 30 000 до 50 000 руб.

Частью 2 ст. 5.27 КоАП РФ (аналог прежней ч. 4) предусмотрено наказание за совершение административного правонарушения, установленного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, а именно наложение административного штрафа:

- на должностных лиц - в размере от 10 000 до 20 000 руб. Штраф может быть заменен дисквалификацией на срок от одного года до трех лет;

- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 10 000 до 20 000 руб.;

- на юридические лица - от 50 000 до 70 000 руб.

В ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ (прежняя ч. 2) установлена ответственность за фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный представитель отказываются признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор). Данное нарушение влечет наложение административного штрафа в размере:

- на граждан - от 3000 до 5000 руб.;

- на должностных лиц - от 10 000 до 20 000 руб.

Частью 4 ст. 52.7 КоАП РФ (прежде - ч. 3) за уклонение от оформления, ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, предусмотрено наложение административного штрафа:

- на должностных лиц - от 10 000 до 20 000 руб.;

- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 5000 до 10 000 руб.;

- на юридические лица - от 50 000 до 100 000 руб.

Согласно ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ в новой редакции совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 3, 4 ст. 5.27 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет:

- для граждан - наложение административного штрафа в размере 5000 руб.;

- для должностных лиц - дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;

- для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - наложение штрафа в размере от 30 000 до 40 000 руб.;

- для юридические лица - наложение штрафа в сумме от 100 000 до 200 000 руб.

Важное нововведение: теперь в КоАП РФ отдельно выделены нарушения, связанные с невыплатой работнику зарплаты. На основании новой ч. 6 ст. 5.27 частичная или полная невыплата в установленный срок причитающейся работнику заработной платы, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет или предупреждение, или наложение административного штрафа:

- на должностных лиц - от 10 000 до 20 000 руб.;

- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1000 до 5000 руб.;

- на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб.

Кроме того, согласно новой ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 этой статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет:

- для должностных лиц - наложение административного штрафа в размере от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;

- для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - наложение административного штрафа в сумме от 10 000 до 30 000 руб.;

- для юридических лиц - наложение штрафа в размере от 50 000 до 100 000 руб. 

К сведению. Остальные поправки, внесенные в КоАП РФ ст. 1 проекта федерального закона N 983383-6, носят технический характер. Так, в ч. 1 ст. 23.1 и п. 16 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ слова "ч. 4 и 5 ст. 5.27" заменены словами "ч. 2, 5 и 7 ст. 5.27", а в ч. 2 ст. 23.1 и ч. 1 ст. 23.12 слова "ч. 1 - 3 ст. 5.27" заменены словами "ч. 1, 3, 4 и 6 ст. 5.27". 

Об изменениях в Трудовом кодексе. Пунктом 1 ст. 2 проекта федерального закона N 983383-6 ч. 6 ст. 136 ТК РФ изложена в следующей редакции. Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором не позднее 10 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена. 

Обратите внимание! До внесения изменений ч. 6 ст. 136 ТК РФ было предусмотрено, что заработная плата должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным и трудовым договорами. Как видим, внесенными поправками законодатели определили максимальный срок (10 календарных дней), по окончании которого необходимо рассчитаться с работниками. 

В новой редакции изложена и ст. 236 "Материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику" ТК РФ. Следует отметить, что расчет размера уплачиваемой компенсации за задержку выдачи зарплаты теперь зависит от срока задолженности:

- при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, осуществления выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/300 действующей в это время ключевой ставки Банка России от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно (ч. 1 ст. 236 ТК РФ);

- при задержке осуществления работнику указанных в ч. 1 ст. 236 ТК РФ выплат, составляющей свыше 180 дней, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Банка России от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со 181-го дня задержки после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно (ч. 2 ст. 236 ТК РФ).

Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. 

Обратите внимание! Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя (Письмо Минтруда России от 20.03.2015 N 14-1/ООГ-1830). 

Пунктом 3 ст. 2 проекта федерального закона N 983383-6 внесены дополнения в ст. 360 "Порядок организации и проведения проверок работодателей" ТК РФ. Правилами абз. 4 ч. 7 этой статьи установлено, что основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в федеральную инспекцию труда:

- обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;

- информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор)), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из СМИ о фактах нарушения работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников.

Теперь основанием для проведения проверки будут и факты нарушения работодателями норм трудового права, приведшие к несвоевременной выплате работникам заработной платы либо установлению заработной платы в размере менее предусмотренного трудовым законодательством.

Кроме того, в соответствии с новой редакцией ч. 1 ст. 392 "Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора" ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора об увольнении в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо дня выдачи трудовой книжки, по спорам о невыплате заработной платы и других причитающихся работнику сумм - в течение одного года со дня установленного срока выплаты заработной платы, по другим спорам - в течение трех месяцев со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Раньше положениями данной статьи для работника было предусмотрено только право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Об изменениях в Гражданском процессуальном кодексе. Статьей 3 проекта федерального закона N 983383-6 внесены изменения в ст. 29 "Подсудность по выбору истца" ГПК РФ. Частью 6 данной статьи было предусмотрено, что иски о восстановлении, в частности, трудовых, пенсионных и жилищных прав могут предъявляться также в суд по месту жительства истца. Однако согласно поправкам из этой части слово "трудовых" было исключено. Вместе с тем появилась отдельная ч. 6.3, на основании которой иски о восстановлении трудовых прав могут предъявляться также в суд по месту жительства истца.

В заключение перечислим основные нововведения:

- выделение невыплаты заработной платы в отдельный состав административного правонарушения. Для лиц, допустивших частичную или полную невыплату в установленный срок причитающейся работнику заработной платы, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, устанавливается повышенный размер штрафа за такое административное правонарушение;

- увеличение размеров штрафа в отношении лиц, ранее подвергнутых административному наказанию за аналогичное правонарушение;

- введение прогрессивной шкалы размера денежной компенсации: при невыплате зарплаты до шести месяцев работодатель обязан выплатить заработную плату с уплатой процентов в размере не ниже 1/300 действующей в это время ключевой ставки Банка России, а свыше шести месяцев - в размере не ниже 1/150 ставки Банка России;

- возможность проведения внеплановых проверок работодателей государственными инспекторами труда в случае несвоевременной выплаты заработной платы либо установления заработной платы в размере ниже минимального размера оплаты труда.

Закон должен вступить в силу по истечении 90 дней со дня его официального опубликования.

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑