Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 10.08.2016
С 1 июля 2016 г. вступает в силу Федеральный закон от 02.05.2015 N 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Данный Закон призван способствовать реализации мер, определенных Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", в части повышения профессионального уровня работников.
Рассмотрим новеллы, которыми Закон N 122-ФЗ обогатил ТК РФ.
Прежде всего изменению подверглось название разд. IX ТК РФ. Если в действующей редакции это "Подготовка и дополнительное профессиональное образование работников", то с 1 июля 2016 г. - "Квалификация работника, профессиональный стандарт, подготовка и дополнительное профессиональное образование работников". Поскольку акцент сделан на квалификацию (уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы) работников и профессиональные стандарты, можно предположить, что данное направление совершенствования государственной социальной политики в части повышения профессионального уровня рабочих кадров определено в качестве приоритетного.
Необходимо отметить, что дополнению подверглось и само определение термина "профессиональный стандарт", закрепленное ст. 195.1 ТК РФ (введена Федеральным законом от 03.12.2012 N 236-ФЗ "О внесении изменений..."): законодатель посчитал необходимым уточнить, что профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику не только для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (как это изложено в действующей редакции данной статьи), но и в том числе для выполнения определенной трудовой функции.
Очевидно, дополнение ст. 195.1 ТК РФ призвано устранить допущенную ранее законодателем неточность, поскольку согласно ст. 57 ТК РФ именно трудовая функция - работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации - является условием, обязательным для включения в трудовой договор.
Что касается установления порядка разработки и утверждения профессиональных стандартов, а также установления тождественности содержащихся в них наименований должностей, профессий и специальностей наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, то согласно ст. 195.2 ТК РФ эти функции возложены на Правительство РФ, которое должно будет проводить данную работу с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (в которую, в частности, входят представители работодателей). Таким образом, прослеживается явная заинтересованность работодателей в принятии участия в разработке профессиональных стандартов, соответствие которым квалификации своих работников они должны будут соблюдать согласно порядку применения профессиональных стандартов, установленному ст. 195.3 ТК РФ.
Так, профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями, если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции в части этих требований. Если же обязательность применения характеристики квалификации, содержащейся в профессиональных стандартах, не установлена, то данные профессиональные стандарты применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми у работодателя технологиями и принятой у него организацией производства и труда.
Таким образом, при подготовке квалификационных характеристик и должностных инструкций, заключении трудовых договоров работодатели должны будут тщательно проверять не только соответствие наименования должности, профессии или специальности наименованиям, указанным в Квалификационных справочниках (если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот или наличие ограничений), или профессиональным стандартам (согласно требованиям ст. 57 ТК РФ), но и наличие или отсутствие в ТК РФ, других федеральных законах, иных нормативных правовых актах РФ требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции.
Хотелось бы добавить, что на основании ст. 4 Закона N 122-ФЗ Правительство РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может устанавливать особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения:
- государственными внебюджетными фондами РФ;
- государственными или муниципальными учреждениями;
- государственными или муниципальными унитарными предприятиями;
- государственными корпорациями;
- государственными компаниями;
- хозяйственными обществами, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности.
Пока можно лишь предполагать, какие особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения вышеуказанными организациями, будут установлены Правительством РФ. Но уже сейчас можно говорить о наметившейся тенденции по повышению требований к квалификации работников, что будет способствовать достижению одной из целей, заявленных в Указе N 597, - увеличению к 2020 г. числа высококвалифицированных работников с тем, чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников.
В качестве органа, уполномоченного давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов, определен федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, - Минтруд России.