Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Трудовые отношения > Особенности регулирования труда отдельных категорий работников > Особенности правового регулирования труда работников воздушного транспорта (Иглин В.В.)

Особенности правового регулирования труда работников воздушного транспорта (Иглин В.В.)

Дата размещения статьи: 12.08.2016

Особенности правового регулирования труда работников воздушного транспорта (Иглин В.В.)

Труд работников воздушного транспорта наряду с Трудовым кодексом РФ (далее - ТК РФ) регулируется и специальными нормативными правовыми актами, что обусловлено спецификой труда этих работников, повышенными квалификационными требованиями, сложностью и особым характером трудовой деятельности. С учетом указанных факторов представляется необходимым рассматривать особенности заключения трудового договора с работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств. Именно они являются основными субъектами отношений, регулируемых нормами гл. 51 ТК РФ. Это особая категория работников, чья трудовая деятельность связана с транспортными средствами как источниками повышенной опасности, особенно те из них, которые связаны с управлением транспортными средствами. Постановлением Правительства РФ от 19 января 2008 г. N 16 утвержден Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. В области гражданской авиации в названный перечень, в частности, включены бортмеханик, бортоператор, бортрадист, бортштурман, летчик-испытатель, пилот, штурман, диспетчер аэродрома (зона взлета и посадки судов) и др.

На должности авиационного персонала не могут быть приняты (в соответствии с п. 3 ст. 52 Воздушного кодекса РФ) лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления. Не допускаются к работе в службах авиационной безопасности лица: 1) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления; 2) состоящие на учете в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании; 3) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, из органов прокуратуры, судебных органов по основаниям, которые, в соответствии с законодательством РФ, связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее чем три года; 4) в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска этих лиц к осуществлению деятельности, связанной с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни или здоровья человека, а также для окружающей среды.

В соответствии с ч. 2 ст. 328 ТК РФ прием работника на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного медицинского осмотра (обследования). Поэтому во всех случаях заключение трудового договора с работниками транспорта, в том числе воздушного, возможно только при условии положительного результата обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования).

Спецификой труда на воздушном транспорте обусловлены и особые требования к уровню профессиональной квалификации работников. Таким образом, лица, поступающие на соответствующую работу в гражданской авиации, обязаны подтвердить наличие необходимой квалификации и состояния здоровья, позволяющего трудиться на работах, связанных с использованием транспортных средств как источников повышенной опасности. Подтверждение соответствия квалификационным требованиям и возможности трудовой деятельности, связанной с применением (использованием) транспортных средств, является обязательным для заключения трудового договора.

Учитывая то, что работники воздушного транспорта должны иметь высокий уровень профессиональной подготовки, работодатели должны организовывать повышение квалификации работников.

Следует также отметить обязательность психиатрического освидетельствования работников, чья профессиональная деятельность связана с источниками повышенной опасности, они должны проходить психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет.

В соответствии со ст. 329 ТК РФ работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условия труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта. Как уже отмечалось, специфика труда работников транспорта, деятельность которых связана с источником повышенной опасности, предусматривает дополнительные правила правового регулирования рабочего времени и времени отдыха, повышенные требования к трудовой дисциплине, включая более высокий уровень ответственности за ее нарушение. Так, в соответствии с п. 5 Приказа Минтранса РФ от 21 ноября 2005 г. N 139 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации РФ" (ред. от 17 сентября 2010 г.) (далее - Положение), рабочее время члена экипажа воздушного судна состоит из времени полетной смены, времени работы на земле между полетными сменами и времени перемещения в качестве пассажира по заданию (распоряжению) работодателя. Нормальная продолжительность рабочего времени члена летного экипажа и бортоператора не может превышать 36 часов в неделю, а бортпроводника - 40 часов в неделю. Максимально допустимая продолжительность ежедневной работы члена экипажа не может превышать 8 часов. Исключением являются случаи применения суммированного учета рабочего времени.

Необходимо отметить, что член экипажа воздушного судна освобождается от выполнения трудовых обязанностей, если он отработал установленную норму рабочего времени в учетном периоде.

Члены экипажа с их письменного согласия могут быть привлечены к сверхурочным работам в случаях, предусмотренных п. п. 1 - 5 ст. 99 ТК РФ. При этом сверхурочные работы не должны превышать для каждого члена экипажа четырех часов сверх установленной продолжительности полетной смены в течение двух дней подряд, 20 часов в месяц и 120 часов в год. Вместе с тем при непредвиденных обстоятельствах, связанных с метеоусловиями, невозможностью выполнить посадку в аэропорту назначения, отказами авиационной техники в полете, и в других случаях, не предусмотренных заданием на полет, командир воздушного судна обладает исключительным правом увеличить установленную продолжительность полетной смены в следующих размерах:

а) на два часа - при выполнении полетной смены в минимальном составе экипажа;

б) на три часа - при выполнении полетной смены в увеличенном составе экипажа.

Решение об увеличении продолжительности полетной смены экипажа оформляется командиром воздушного судна записью в задании на полет (п. 39 указанного Положения).

Имеет свои особенности полетная смена, т.е. период рабочего времени с начала времени предполетной подготовки до завершения послеполетных работ.

Продолжительность полетного времени, установленная п. 11 настоящего Положения, с письменного согласия члена экипажа и с учетом мнения представителей работника может быть увеличена до 90 часов за один календарный месяц, до 270 часов в квартал, до 900 часов за календарный год (в ред. Приказа Минтранса РФ от 17 сентября 2010 г. N 201).

Член экипажа может быть привлечен к выполнению работы на земле после завершенной полетной смены не ранее окончания времени ежедневного отдыха и не позднее 12-часового периода отдыха перед началом очередной полетной смены.

Время отдыха у работников воздушного транспорта также имеет свои особенности. Отдыху члена экипажа соответствует непрерывный период времени на земле, в течение которого член экипажа свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

Членам экипажа предоставляются следующие виды отдыха:

а) отдых ежедневный (отдых между полетными сменами);

б) отдых еженедельный непрерывный (выходные дни);

в) отдых ежегодный (основной и дополнительный отпуска).

Отдыху ежедневному (отдыху между полетными сменами) соответствует непрерывный период времени, предоставляемый члену экипажа для восстановления работоспособности после выполнения очередной полетной смены.

Нормальная продолжительность времени отдыха между полетными сменами должна составлять не менее двойной продолжительности завершенной полетной смены и устанавливаться с учетом:

а) продолжительности времени завершенной полетной смены;

б) разницы во времени между базовым и внебазовым аэропортами по всемирно скоординированному времени;

в) продолжительности дорожного времени во внебазовых аэропортах.

При разнице во времени по всемирному скоординированному времени между базовым и внебазовым аэропортами четыре часа и более продолжительность отдыха между полетными сменами должна быть увеличена на 30 минут за каждый час разницы во времени с базовым аэропортом.

После пребывания в часовых поясах с разницей во времени по всемирному скоординированному времени с базовым аэропортом 4 часа и более в течение 48 часов и более время отдыха после возвращения в базовый аэропорт должно составлять не менее 48 часов.

Если дорожное время во внебазовом аэропорту 60 минут, то продолжительность отдыха между полетными сменами должна быть увеличена на продолжительность дорожного времени, соответствующего периоду с момента убытия члена экипажа после окончания полетной смены до момента его размещения на отдых, а также с момента убытия члена экипажа от места отдыха до момента начала предполетной подготовки.

В базовом аэропорту при плановых ранних вылетах и поздних прилетах (с 22.00 до 06.00) работодатель предоставляет членам экипажа условия для отдыха или организует доставку членов экипажа в аэропорт и из аэропорта к месту проживания.

Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов.

Еженедельный непрерывный отдых должен предоставляться, как правило, в месте постоянного проживания и включать две местных ночи по местному времени базового аэропорта.

Еженедельный непрерывный отдых (выходные дни) может предоставляться в месте фактического нахождения члена экипажа при длительном ожидании вылета (трое суток и более) во внебазовых аэропортах (на оперативной точке). При этом выходные дни члена экипажа должны быть оформлены записью в задании на полет.

Еженедельный непрерывный отдых предоставляется не реже чем через шесть рабочих дней подряд или две ночные полетные смены подряд. При этом к ночным полетным сменам относятся смены, 50 процентов и более продолжительности которых приходится на местное время базового аэропорта с 22.00 до 06.00 (п. 63 Положения).

Работники воздушного транспорта имеют право на ежегодный основной оплачиваемый отдых продолжительностью 28 календарных дней. Кроме того, они имеют право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы.

В соответствии со ст. 122 ТК РФ оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно. Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении 6 месяцев его непрерывной работы у данного работодателя. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения 6 месяцев.

Согласно ст. 123 ТК РФ очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года. При этом график отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника. По соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. Однако хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней. Нужно отметить, что отзыв работника из отпуска допускается только с его согласия. Неиспользованная в связи с этим часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работника в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год.

В связи с тем что труд работников воздушного транспорта непосредственно связан с движением транспортных средств - источников повышенной опасности, для них должны быть предусмотрены как общие, так и повышенные требования. В советский период действовал Устав о дисциплине работников гражданской авиации, который предусматривал следующие меры дисциплинарного взыскания:

а) предупреждение о неполном служебном соответствии;

б) освобождение от летной работы и от управления воздушным движением, иной работы, связанной с обеспечением безопасности полетов, и перевод на другую работу на срок до одного года;

в) освобождение от занимаемой должности, связанной с летной работой, с управлением воздушным движением, с работой по обеспечению безопасности полетов, с изъятием или без изъятия соответствующего свидетельства, с предоставлением работы с учетом профессии (специальности).

Статья 330 ТК РФ предусматривает, что дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулируется ТК РФ, а также положениями (уставами) о дисциплине, устанавливаемыми федеральными законами. На практике часто возникают вопросы, связанные с возможностью применения нормативных правовых актов о дисциплине труда работников транспорта, которые были приняты до вступления в силу ТК РФ. Полагаем, что акты о дисциплине труда работников транспорта (в том числе воздушного), принятые в период, предшествовавший принятию ТК, должны применяться в части, не противоречащей ТК РФ. В связи с этим мы разделяем точку зрения Т. Ременных, который считает необходимым принятие федерального закона "Об утверждении положения о дисциплине труда работников, обеспечивающих деятельность гражданской авиации РФ". Указанное положение должно устанавливать:

- круг лиц, на которых распространяется его действие;

- основные обязанности работников, обеспечивающих деятельность гражданской авиации, по безопасности полетов, сохранности воздушных судов, авиасооружений, багажа, по предупреждению ситуаций, могущих повлечь за собой угрозу жизни и здоровью людей, возлагаемые на них, помимо трудовых обязанностей, определенных ТК РФ, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами;

- поощрения за труд, помимо видов поощрений, предусмотренных ТК РФ, и порядок их применения;

- дисциплинарные взыскания, помимо видов дисциплинарных взысканий, предусмотренных ТК РФ;

- порядок применения дисциплинарных взысканий;

- порядок обжалования дисциплинарного взыскания.

Считаем также целесообразным для комплексного правового регулирования труда работников воздушного транспорта принятие специального закона "О правовом регулировании труда работников воздушного транспорта", в котором были бы закреплены особенности заключения, изменения и прекращения трудовых договоров, рабочего времени и времени отдыха, оплаты, охраны труда, материальной и дисциплинарной ответственности работников.

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑