Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Трудовые отношения > Защита трудовых прав и свобод > Инспекции труда - к вопросу о повышении эффективности деятельности (Корючина И.А.)

Инспекции труда - к вопросу о повышении эффективности деятельности (Корючина И.А.)

Дата размещения статьи: 16.08.2016

Инспекции труда - к вопросу о повышении эффективности деятельности (Корючина И.А.)

Среди органов, осуществляющих функции надзора за соблюдением трудовых прав работников, безусловно, одно из важнейших мест занимают инспекции труда. Вместе с тем обозначившаяся в последние десятилетия тенденция к сокращению их численности и уменьшению финансирования выглядит достаточно пессимистичной. Так, А.В. Михайлов отмечает, что "при существующей системе работы госинспекций для комплексных проверок только предприятий Московской области потребуется как минимум 28 лет" <1>. Также, например, по данным Роструда, в 2013 г. в России насчитывалось более восьми миллионов хозяйствующих субъектов, которые потенциально могли быть подвергнуты контрольным мероприятиям со стороны этого органа государственной власти, но по факту проверки проводились только в 1,6% от общего количества <2>.
--------------------------------
<1> Михайлов А.В. Государственный контроль и надзор в области охраны труда: реальность и перспектива // Трудовое право. 2011. N 2. С. 65 - 71.
<2> См.: Концепция повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015 - 2020 гг.). URL: http://www.rostrud.ru/openrostrud/237329.shtml.

Каким бы несвоевременным ни казалось в настоящее время подобное предложение, от государства требуется сегодня не сокращать, а, напротив, усилить финансовую поддержку государственных инспекций труда. Увеличения штатной численности государственных инспекторов настоятельно требует складывающаяся в области соблюдения трудовых прав работников ситуация. Более того, очевидно, назрела необходимость, как это было вплоть до начала 90-х гг. прошлого века, наделить частью надзорных полномочий и профсоюзы (например, общероссийские - в силу развитости их системы). В законодательстве целесообразно закрепить возможность проведения совместных, точнее, единых проверок государственными и профсоюзными инспекциями. Это позволит обеспечить больший эффект от проводимых мероприятий. Для профсоюзов предлагаемая мера будет продуктивной в связи с тем, что усилит их правовые возможности и будет способствовать увеличению численности их членов, заинтересованных в наличии организации, способной достаточно успешно защищать их трудовые права.
Еще одним фактором, мешающим максимально эффективно реализовывать надзорные полномочия инспекций труда в субъектах, является отраженная в нормах ТК неопределенность относительно их возможности разрешать трудовые споры. А. Савельевой в этой связи приводится интересный пример: ОАО обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственной инспекции труда, когда в отношении ОАО было вынесено предписание об устранении нарушений трудового законодательства. Ранее работнику ОАО был объявлен выговор. Судебной коллегией это решение инспекции было отменено, поскольку, с ее точки зрения, "инспектор вправе устранить нарушения, допущенные в отношении работника, присущим данному органу административно-правовым способом - посредством вынесения обязательного для работодателя предписания.
Вместе с тем по смыслу данных законоположений при проведении проверок инспектор выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в т.ч. неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора, рассматриваются в рамках ст. ст. 381 - 397 Трудового кодекса РФ комиссиями по трудовым спорам или судами". Указанным автором также отмечается, что согласно Конвенции МОТ N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" инспектор не наделен правом рассмотрения трудовых споров <3>.
--------------------------------
<3> См.: Савельева А. Государственная инспекция труда - еще один орган для защиты прав работника // Трудовое право. 2014. N 6. С. 49 - 60.

На мой взгляд, попытка объединить в рамках компетенции одного государственного органа как надзорные полномочия, так и право вынесения решений по трудовым спорам размывает и без того не самые значительные ресурсы такого, без преувеличения, важнейшего в деле защиты трудовых прав субъекта.
Таким образом, основные предложения по совершенствованию контрольно-надзорного механизма сводятся к следующему:
- жизненно необходимо для Российской Федерации безотлагательное усиление полномочий органов Федеральной службы по труду и занятости, речь идет в первую очередь о ее территориальных органах - государственных инспекциях труда. Это должно касаться как увеличения финансирования деятельности инспекций в субъектах РФ, так и увеличения (а не проводящегося сейчас планомерного сокращения) штатной численности сотрудников. Как представляется, некоторое увеличение расходов на содержание инспекций труда достаточно быстро окупится для государства потенциальным снижением нагрузки на фонд социального страхования, поскольку усиление надзора позволит снизить уровень производственного травматизма и нарушений трудовых прав работников в целом;
- вполне возможно делегирование определенных надзорных полномочий таким организациям, как профессиональные союзы. Вероятно, в соответствующем законе целесообразно закрепить количественные критерии, которым должен отвечать соответствующий профсоюз, наделяемый дополнительными правовыми возможностями. При этом нужно обеспечить возможность проведения совместных с государственными инспекциями труда проверок соблюдения трудового законодательства. Это позволит обеспечить охват проверками гораздо большего количества работодателей, чем в настоящее время;
- установить, что на государственные инспекции труда не распространяется установленная Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (ред. от 06.04.2015) периодичность проведения плановых проверок. Эта мера не будет способствовать, как выразился в свое время Д.А. Медведев, "кошмарению бизнеса", поскольку небольшая численность государственных инспекторов труда не в состоянии обеспечить более или менее регулярную частоту проведения плановых и внеплановых проверок, но в какой-то степени заставит работодателей более взвешенно относиться к требованиям трудового законодательства;
- необходимо убрать из ТК РФ любые положения, свидетельствующие о возможности рассмотрения государственными инспекциями труда трудовых споров. Это позволит в максимальной степени сосредоточиться на их основном назначении.

Литература

1. Михайлов А.В. Государственный контроль и надзор в области охраны труда: реальность и перспектива // Трудовое право. 2011. N 2. С. 65 - 71.
2. Савельева А. Государственная инспекция труда - еще один орган для защиты прав работника // Трудовое право. 2014. N 6. С. 49 - 60.

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑