Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Трудовые отношения > Особенности регулирования труда отдельных категорий работников > О правовой природе договора о предоставлении труда работников (Степанов С.В.)

О правовой природе договора о предоставлении труда работников (Степанов С.В.)

Дата размещения статьи: 17.08.2016

О правовой природе договора о предоставлении труда работников (Степанов С.В.)

1 января 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 116-ФЗ). В соответствии с ним деятельность по предоставлению труда работников (персонала) получила правовую регламентацию, вследствие чего в отечественном трудовом законодательстве закрепились новые институты и механизмы, опосредующие применение заемного труда. Одним из них является договор о предоставлении труда работников (персонала).
Исследование правовой природы договора о предоставлении труда работников (персонала) вызывает у ученой публики повышенный интерес. В этой связи уместно вспомнить О.С. Иоффе, связывавшего возникновение дискуссии о юридической природе конкретного договора с приобретением таким договором широкой распространенности <1>.
--------------------------------
<1> Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому праву: из истории цивилистической мысли. Гражданское правоотношение. Критика теории "хозяйственного права". 3-е изд., испр. М.: Статут, 2009. С. 421.

Решение задачи по определению правовой природы договора о предоставлении персонала представляет интерес не только и даже не столько в теоретическом аспекте, сколько в практическом - определить подлежащее применению право. Как верно отметил М.И. Брагинский, отнесение договора к конкретному классу важно постольку, поскольку речь идет о пределах действия определенного режима <2>.
--------------------------------
<2> Брагинский М.И. Гражданское право и объекты права собственности // Журнал российского права. 1997. N 1. С. 80.

Разнообразие высказанных суждений относительно правовой природы рассматриваемого договора свидетельствует об отсутствии единогласия в этом вопросе. По мнению одних, договор о предоставлении персонала является разновидностью договора возмездного оказания услуг <3>. Другие же считают его договором самостоятельного вида (sui generis) <4>.
--------------------------------
<3> См., напр.: Коршунова Т.Ю. Правовое регулирование отношений, связанных с направлением работников для выполнения работ в других организациях (заемный труд) // Трудовое право. 2005. N 6. С. 11.
<4> См., напр.: Шиткина И.С. Договор предоставления персонала: что это такое? // Хозяйство и право. 2004. N 1. С. 98 - 103.

Традиционно исследования правовой природы договора начинают с анализа его предмета - основного (хотя и не единственного) параметра, аккумулирующего в себе юридическую сущность договора. Согласно легальной дефиниции под договором о предоставлении труда работников (персонала) понимается соглашение, в силу которого исполнитель направляет временно своих работников с их согласия к заказчику для выполнения этими работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем заказчика, а заказчик обязуется оплатить услуги по предоставлению труда работников (персонала) и использовать труд направленных к нему работников в соответствии с трудовыми функциями, определенными трудовыми договорами, заключенными этими работниками с исполнителем (п. 2 ст. 18.1 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости)).
Сторонами данного договора являются организация, предоставляющая труд своих работников (исполнитель, направляющая сторона, номинальный работодатель), и организация, являющаяся выгодоприобретателем труда работников исполнителя (заказчик, принимающая сторона, фактический работодатель).
Таким образом, предметом договора о предоставлении персонала является услуга по подбору и предоставлению персонала, которая, как правило, оказывается одним субъектом предпринимательства другому.
На первый взгляд сомнений относительно гражданско-правовой природы рассматриваемого договора не возникает, т.к. его предмет выражает акт обмена услуги на деньги, являющиеся объектами гражданских прав (ст. 128 Гражданского кодекса РФ), между субъектами предпринимательства. Основываясь только на этом выводе, данный договор подлежит квалификации как договор возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ).
Вместе с тем завершение исследования правовой природы договора о предоставлении персонала на выводе о его гражданско-правовой сущности, основывающемся исключительно на таком анализе, свидетельствовало бы лишь о неполноте проведенного исследования. Потому оценка правовой природы должна производиться не только с точки зрения анализа предмета договора, взаимных прав и обязанностей его сторон, но и с точки зрения анализа юридически значимых последствий его заключения, возникающих для третьих лиц, не являющихся сторонами договора. Исходя из этого, в периметр исследования договора о предоставления персонала надлежит включить правоотношения, возникающие в силу его заключения между сторонами и третьими лицами (лицами, не являющимися сторонами договора о предоставлении персонала) - работниками. Только при соблюдении этого условия квалификация правовой природы договора может считаться корректной и объективной.
Анализ правоотношений, возникающих между сторонами договора о предоставлении персонала и третьими лицами, показывает, что договор о предоставлении труда работников является комплексным (межотраслевым) договором, сочетающим в своей природе как гражданско-правовой, так и трудоправовой компоненты.
Гражданско-правовой компонент выражается в том, что гражданско-правовые обязательства возникают между сторонами договора (оказание услуги по предоставлению персонала, уплата вознаграждения за оказание данной услуги), а также у принимающей стороны перед работником (субсидиарное исполнение обязательств направляющей стороны).
Трудоправовой компонент состоит в том, что стороны договора исполняют трудоправовые обязательства в интересах третьего лица, не являющегося стороной договора, - работника (осуществление контроля за соответствием фактического использования принимающей стороной труда работников их трудовым функциям и соблюдением принимающей стороной норм трудового права, использование труда работника в соответствии с трудовой функцией, определенной трудовым договором). В этой связи любопытно соотнести факт наличия трудоправовых обязательств между принимающей стороной и работником с фактом отсутствия между ними трудовых отношений. Работник, не находясь de jure в трудовых отношениях с принимающей стороной, de facto состоит в них, поскольку в силу прямого указания закона заемный работник обязан лично исполнить трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем принимающей стороны. Иными словами, договор о предоставлении персонала влечет для работника юридические последствия, схожие с теми, которые влечет трудовой договор. Так, исходя из нормы ч. 11 ст. 18.1 Закона о занятости, между принимающей стороной и работником возникают отношения в области охраны труда, а принимающая сторона несет обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда. При этом обязанность обеспечивать безопасность и условия труда согласно ч. 2 ст. 22 ТК РФ является статутной обязанностью работодателя - лица, состоящего с работником в трудовых отношениях. В этом смысле договор о предоставлении персонала в совокупности с трудовым договором порождает между работником и принимающей стороной отношения, которые можно поименовать квазитрудовыми отношениями.
Между тем трудовые отношения между направляющей стороной и работником формально-логически можно поставить под сомнение ввиду противоречия в отдельных положениях ТК РФ, сложившегося после дополнения Законом N 116-ФЗ терминов "трудовые отношения" и "трудовой договор" еще одним квалифицирующим признаком - выполнение трудовой функции в интересах, под управлением и контролем работодателя (ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 56 ТК РФ). Данный признак не присущ трудовому договору и трудовым отношениям между заемным работником и направляющей стороной, когда работник выполняет свою работу в интересах, под управлением и контролем принимающей стороны, не являющейся для него работодателем, вопреки легальному подтверждению наличия между ними трудовых отношений (ст. ст. 341.1, 341.2 ТК РФ, п. 2 ст. 18.1 Закона о занятости). В такой ситуации возникает резонный вопрос: почему возникающие между направляющей стороной и работником отношения и заключенный между ними договор именуются трудовыми отношениями и трудовым договором, несмотря на реальное отсутствие в них нового квалифицирующего признака? Очевидно, что легальное закрепление указанного признака в категориях "трудовые отношения" и "трудовой договор" должно сопровождаться соответствующей оговоркой. Принцип определенности права, согласно тезису выдающегося российского правоведа И.А. Покровского, требует, чтобы термин использовался в каком-то одном значении, а при его использовании в другом значении делались соответствующие оговорки <5>. В данном случае замечание о несоблюдении законодателем принципа определенности права относится к формулированию определений терминов "трудовые отношения" и "трудовой договор".
--------------------------------
<5> Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М.: Статут, 1998. С. 89, 105.

Относя договор о предоставлении труда работников к числу комплексных (межотраслевых) договоров, особо следует отметить то, что данный договор нельзя относить к категории смешанных договоров. Согласно п. 3 ст. 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. Исходя из приведенной нормы ГК РФ, смешанным является договор, который непосредственно не закреплен в нормативных правовых актах, но содержит черты других договоров, непосредственно урегулированных нормативными правовыми актами. Применительно же к договору о предоставлении персонала следует констатировать, что 1 января 2016 г. вступили в силу нормы законодательства, непосредственно закрепившие правовой режим данного договора, что само по себе исключает квалификацию договора как смешанного.
Еще одним доводом, на котором основывается позиция о межотраслевой правовой природе договора о предоставлении персонала, является разграничение гражданско-правового договора возмездного оказания услуг и договора о предоставлении персонала по субъекту, управляющему трудом работников. За исполнение классического договора возмездного оказания услуг, заключаемого между двумя хозяйствующими субъектами, отвечает исполнитель, который для этого использует труд своих работников в собственных интересах, управляет их трудом и контролирует его. В рамках же договора о предоставлении персонала труд осуществляется работниками исполнителя в интересах заказчика, где заказчик непосредственно управляет работниками исполнителя. В силу п. 11 ст. 18.1 Закона о занятости обязательным условием для включения в договор о предоставлении труда работников (персонала) является условие о соблюдении принимающей стороной установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Следовательно, в первом случае заказчик, заключая традиционный договор возмездного оказания услуг, не попадает в сферу действия трудового законодательства, а во втором - его взаимоотношения с работниками контрагента регламентируются им.
Подводя итог сказанному, необходимо резюмировать, что из договора о предоставлении персонала возникают не только гражданско-правовые, но и трудоправовые отношения, к регулированию данного договора надлежит применять в соответствующих частях нормы гражданского и трудового права, договор предоставления персонала имеет межотраслевую правовую природу и является при этом договором самостоятельного вида.

Литература

1. Брагинский М.И. Гражданское право и объекты права собственности // Журнал российского права. 1997. N 1.
2. Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому праву: из истории цивилистической мысли. Гражданское правоотношение. Критика теории "хозяйственного права". 3-е изд., испр. М.: Статут, 2009.
3. Коршунова Т.Ю. Правовое регулирование отношений, связанных с направлением работников для выполнения работ в других организациях (заемный труд) // Трудовое право. 2005. N 6.
4. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М.: Статут, 1998.
5. Шиткина И.С. Договор предоставления персонала: что это такое? // Хозяйство и право. 2004. N 1.

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑