Все о трудовом праве

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

28.12.2021

Целью законопроекта является ликвидация внутренних противоречий, в Трудовом кодексе РФ, выявившихся в его правоприменительной практике, защита трудовых прав работников, а также содействие росту эффективности труда.

подробнее
25.12.2021

Законопроектом предлагается, путем внесения изменений в Закон о занятости, унифицировать подход к признанию занятыми граждан, обучающихся по очно-заочной форме обучениями, обеспечив единообразное толкование и практику применения законодательства о занятости.

подробнее
23.12.2021

Целью законопроекта является установить дополнительную возможность направления заявления гражданами РФ и гражданами государств-членов ЕАЭС о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"

подробнее
Все статьи > Трудовые отношения > Охрана труда > Основания для создания службы охраны труда (комментарий к Письму Минфина России от 10 июня 2016 г. N 15-2/ООГ-2136) (Морозова О.)

Основания для создания службы охраны труда (комментарий к Письму Минфина России от 10 июня 2016 г. N 15-2/ООГ-2136) (Морозова О.)

Дата размещения статьи: 19.08.2016

Основания для создания службы охраны труда (комментарий к Письму Минфина России от 10 июня 2016 г. N 15-2/ООГ-2136) (Морозова О.)

Нужно ли создавать службу охраны труда или вводить должность специалиста по охране труда в случае, если организация ничего не производит, а, к примеру, оказывает услуги, торгует и т.д. и т.п.? 

Статья 37 Конституции гласит, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Очевидно, что обеспечение здоровых и безопасных условий труда для работников в масштабах всей страны невозможно без надлежащего эффективного управления данным процессом в первую очередь со стороны государства. В связи с этим ст. 216 Трудового кодекса определяются основные принципы госуправления охраной труда и функционал соответствующих уполномоченных органов госвласти.

Непосредственно обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, что, собственно говоря, логично (ст. 212 ТК). Он должен, в частности, обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; обучать безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве; проводить инструктаж по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; не допускать к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда и т.д.

Плюс ко всему в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в силу положений ст. 217 ТК у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, должна быть создана служба охраны труда или введена должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Если же численность работников не превышает 50 человек, организовывается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда с учетом специфики деятельности.

К сведению! Приказом Минтруда от 4 августа 2014 г. N 524н утвержден Профессиональный стандарт "Специалист в области охраны труда".

В ч. 3 ст. 217 ТК также сказано, что при отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют:

- работодатель-ИП (лично);

- руководитель организации;

- другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации. Таковые утверждены Постановлением Минтруда от 8 февраля 2000 г. N 14.

Однако вопрос в другом. В ст. 217 ТК говорится о том, служба охраны труда должна быть создана у каждого работодателя, у которого насчитывается более 50 работников, в том случае, если он ведет производственную деятельность.

Выходит, что если компания оказывает, например, услуги, то есть ничего не производит, то вне зависимости от численности персонала ей не нужно ни службу охраны труда организовывать, ни в "штатку" вводить специальную должность... Однако, как указал Минтруд в Письме от 10 июня 2016 г. N 15-2/ООГ-2136, такое толкование является ошибочным. Дело в том, что согласно ст. 209 ТК под производственной деятельностью понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг. То есть требование ст. 217 ТК о создании службы охраны труда или введении в штат должности специалиста по охране труда распространяется в том числе и на компании с численностью сотрудников более 50 человек, которые оказывают услуги.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2022. Все права защищены
↑