Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Трудовые отношения > Трудовые споры > Коллективные трудовые споры: примирительные процедуры и совершенствование их правового регулирования (Петров А.Я.)

Коллективные трудовые споры: примирительные процедуры и совершенствование их правового регулирования (Петров А.Я.)

Дата размещения статьи: 05.09.2016

Коллективные трудовые споры: примирительные процедуры и совершенствование их правового регулирования (Петров А.Я.)

Примирительные процедуры - рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже <1>.
--------------------------------
<1> Представляется спорным тезис о том, что Конституция РФ, закрепляя право на коллективные трудовые споры, предусматривает возможность такой стадии этих споров, как забастовка. См.: Куренной А.М. Правовое регулирование коллективных трудовых споров. М., 2010. С. 26.

В соответствии с Конвенцией МОТ от 11 июля 1947 г. N 84 "О праве на объединение и регулировании трудовых конфликтов на территориях вне метрополий" предприниматели и трудящиеся поощряются к тому, чтобы избегать конфликтов, а если они произойдут, к справедливому урегулированию их путем примирения. Всякая процедура разбора конфликтов между предпринимателями и трудящимися должна быть настолько проста и быстра, насколько это возможно.
Согласно Рекомендации МОТ от 29 июня 1967 г. N 130 "О рассмотрении жалоб на предприятии с целью их разрешения" процедура рассмотрения спора должна применяться таким образом, чтобы существовала реальная возможность достижения на каждой стадии урегулирования вопроса, добровольно принятого решения трудящимся и предпринимателем.
Можно полагать, что примирительная процедура включает в себя примирительно-посредническую и третейскую процедуру. На мой взгляд, решение примирительно-посреднических и третейских органов должно касаться лишь несогласованности экономических интересов сторон. Урегулирование же отношений по разрешению коллективных трудовых споров о праве с помощью примирительно-посреднических и третейских процедур недопустимо, такие дела должны передаваться под юрисдикцию соответствующего суда для защиты субъективных прав <2>.
--------------------------------
<2> Ясинская-Казаченко А. Примирительно-посреднические и третейские процедуры в процессе разрешения коллективных трудовых споров // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2013. N 4. С. 64.

Днем начала коллективного трудового спора считается день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) в соответствии со статьей 400 Трудового кодекса РФ своего решения.

Выдвижение требований работников и их представителей

Правом выдвижения требований обладают работники и их представители, определенные в соответствии со статьями 29 - 31 и частью 5 ст. 40 ТК РФ.
Требования, выдвинутые работниками и (или) представительным органом работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя, утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников, излагаются в письменной форме и направляются работодателю представительным органом работников, уполномоченным ими на разрешение коллективного трудового спора.
Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих. Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов. Решение об утверждении выдвинутых требований принимается большинством голосов работников (делегатов), присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку выдвинутых им требований.
Итак, требования работников могут быть оформлены:
- протоколом собрания;
- протоколом конференции;
- посредством сбора подписей работников.
Работодатель обязан предоставить работникам или их представителям необходимое помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований и не вправе препятствовать его (ее) проведению.
Требования профессиональных союзов и их объединений (общероссийских и межрегиональных профессиональных союзов, их территориальных организаций, объединений профессиональных союзов и объединений территориальных организаций профессиональных союзов) выдвигаются их выборными коллегиальными органами, уполномоченными на это уставами профессиональных союзов и уставами их объединений, и направляются указанными органами соответствующим сторонам социального партнерства.
Требования (их копии) могут быть направлены в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров, в том числе в форме электронного документа. В этом случае государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров обязан проверить получение требований (копии требований) другой стороной коллективного трудового спора.

Рассмотрение требований работников, профессиональных союзов и их объединений

Работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников. О принятом решении работодатель сообщает в представительный орган работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя в письменной форме в течение двух рабочих дней со дня получения указанных требований.
Объединения работодателей, иные их представители, определенные в соответствии со статьей 34 ТК РФ, обязаны принять к рассмотрению направленные им требования профессиональных союзов (их объединений) и сообщить в письменной форме профессиональным союзам (их объединениям) о принятом решении в течение трех недель со дня получения указанных требований.
Требования, выдвигаемые работниками для рассмотрения и разрешения в качестве коллективного трудового спора, не должны быть связаны с нарушением трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов:
- рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией;
- рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом.
Каждая из сторон коллективного трудового спора в любой момент после начала этого спора имеет право обратиться, в том числе в форме электронного документа, в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации спора.
Ни одна из сторон коллективного трудового спора не имеет права уклоняться от участия в примирительных процедурах.
Представители сторон, примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж, государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров обязаны использовать все предусмотренные законодательством возможности для разрешения возникшего коллективного трудового спора.
Примирительные процедуры проводятся в сроки, предусмотренные ТК РФ. В случае необходимости сроки могут быть продлены при согласии сторон коллективного трудового спора. Решение о продлении срока оформляется протоколом.
Работники имеют право в установленном федеральным законом порядке проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в поддержку своих требований в период рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора, включая период организации и проведения забастовки.
В теории трудового права отмечается, что правоотношения по рассмотрению коллективных трудовых споров возникают с момента сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) либо несообщения работодателем (его представителем) своего решения в срок, указанный в статье 400 ТК РФ, либо с даты составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров. Данное основание возникновения правоотношения будет относиться к юридическим фактам - правомерным односторонним действиям, юридическим актам, односторонним сделкам.
Основаниями изменения правоотношения по рассмотрению коллективных трудовых споров являются частичный отказ работников от заявленных требований, соглашение об удовлетворении части заявленных требований.
Основаниями прекращения данного вида правоотношений могут быть как отказ работников от заявленных требований, так и вынесение примирительной комиссией решения по заявленным в ходе коллективного трудового спора требованиям, а также достигнутое сторонами коллективного трудового спора соглашение либо решение суда о признании забастовки незаконной <3>.
--------------------------------
<3> См.: Долова А.З. Юридические факты в трудовом праве. М., 2009. С. 50 - 51.

Эта трактовка процедурно-процессуального правоотношения нуждается в уточнении. Так, вряд ли правильно указывать на работников (их представителей), участвующих в коллективном трудовом споре, ибо в части 2 ст. 399 ТК РФ предусмотрено: требования, выдвинутые работниками и (или) представительным органом работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя.
В основаниях прекращения процедурно-процессуального правоотношения нет такого юридического факта, как решение трудового арбитража.
Согласно статье 6 Конвенции МОТ N 84 о праве на объединение и регулировании трудовых конфликтов трудящиеся и предприниматели поощряются к тому, чтобы избегать конфликтов, а если они произойдут, - к справедливому урегулированию их путем примирения. Кроме того, Конвенция предусматривает содействие со стороны государства в осуществлении деятельности органов примирения.
В статье 5 Конвенции МОТ N 154 о содействии коллективным переговорам закреплено: органы и процедуры разрешения трудовых споров должны создаваться таким образом, чтобы содействовать коллективным переговорам.
Согласно Рекомендации МОТ N 92 "О добровольном примирении и арбитраже" (1951 г.) должны приниматься меры, направленные на то, чтобы процедура примирения могла начинаться по инициативе любой из участвующих в конфликте сторон или ex officio - органом по добровольному примирению.
Если по соглашению между всеми заинтересованными сторонами к конфликту применяется примирительная процедура, сторонам следует рекомендовать воздерживаться от забастовок и локаутов в течение всего времени ведения переговоров о примирении.
Основная цель Рекомендации МОТ N 92 сводится к максимальному содействию "промышленному миру". При этом ни одно из положений Рекомендации МОТ не может истолковываться как ограничение права на забастовку.
Процедура разрешения споров о праве, т.е. споров, связанных с действительным или предполагаемым нарушением юридически обязательного правового акта, заключается в том, что, если эти споры не урегулированы с помощью переговоров, они должны разрешаться в судебном порядке или арбитрами, а не с помощью забастовок, поскольку связаны с определением существующих прав и обязанностей <4>.
--------------------------------
<4> Доклад Административного совета МБТ на 262-й сессии (март - апрель 1995 г.). Женева, 1995. С. 34.

В соответствии со ст. 402 Трудового кодекса РФ в случае возникновения коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства примирительная комиссия создается в срок до двух рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора, а в случае возникновения коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства - в срок до трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора.
Решение о создании примирительной комиссии при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников. Решения о создании примирительных комиссий при разрешении коллективных трудовых споров на иных уровнях социального партнерства оформляются соответствующими актами (приказом, распоряжением, постановлением) представителей работодателей и представителей работников. Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе. Стороны коллективного трудового спора не имеют права уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе. Работодатель (его представитель) создает необходимые условия для работы примирительной комиссии.
Коллективный трудовой спор на локальном уровне социального партнерства должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до трех рабочих дней, а коллективный трудовой спор на иных уровнях социального партнерства - в срок до пяти рабочих дней со дня издания соответствующих актов о ее создании.
Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, установленные решением примирительной комиссии.
При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
Представляется необоснованным предложение о дополнении статьи 195 ТК РФ положением, содержащим перечень возможных действий представителей работодателя, определяемых как уклонение от создания и участия в работе примирительной комиссии, и включить в данный перечень следующие нарушения: несообщение работодателем в установленный срок о своем решении относительно членов примирительной комиссии; отказ оформить создание комиссии соответствующим приказом (распоряжением); невыполнение обязанности по созданию условий, необходимых для работы примирительной комиссии, неявка на ее заседание без уважительных причин <5>.
--------------------------------
<5> Павловская О.Ю. Коллективные трудовые споры в современной России: теоретико-правовой аспект: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 9.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника. Согласно ст. 403 ТК РФ не позднее следующего рабочего дня после дня составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника. При недостижении согласия сторон коллективного трудового спора оформляется протокол об отказе сторон или одной из сторон от данной примирительной процедуры, и стороны приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении спора с участием посредника заключается соответствующее соглашение, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны в срок не более двух рабочих дней согласовать кандидатуру посредника. При необходимости стороны могут обратиться за рекомендацией кандидатуры посредника в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров. Если в течение указанного срока стороны не достигли согласия относительно кандидатуры посредника, они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон коллективного трудового спора с участием посредника. Посредник имеет право запрашивать у сторон коллективного трудового спора и получать от них необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора.
Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется на локальном уровне социального партнерства в срок до трех рабочих дней, а на иных уровнях социального партнерства - в срок до пяти рабочих дней со дня приглашения (назначения) посредника и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.
Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
В ст. 404 ТК РФ закреплено, что трудовой арбитраж представляет собой орган по рассмотрению коллективного трудового спора. Временный трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров для рассмотрения данного коллективного трудового спора.
Согласно Рекомендации МОТ N 92, если по соглашению между всеми заинтересованными сторонами конфликт передан на окончательное разрешение арбитражного органа, сторонам следует рекомендовать воздерживаться от забастовок и локаутов в течение времени рассмотрения вопроса арбитражным органом и признать арбитражное решение.
Комитетом по свободе объединения Административного совета МОТ было указано: положения, которые устанавливают, что при отсутствии договоренности между сторонами спорные вопросы должны быть урегулированы путем арбитража, осуществляемого органами власти, не соответствуют принципу добровольных переговоров, содержащемуся в статье 4 Конвенции МОТ N 98 <6>.
--------------------------------
<6> Сборник решений, принятых Комитетом по свободе объединения Административного совета МОТ, и выработанных им принципов. Женева: Международное бюро труда, 1997. Пункты 518, 521.

В соответствии со ст. 404 ТК РФ решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при ней может создаваться постоянно действующий трудовой арбитраж для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, передаваемых ему для рассмотрения по соглашению сторон.
Не позднее следующего рабочего дня после дня составления протокола разногласий по завершении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, либо после истечения срока, в течение которого стороны коллективного трудового спора должны достичь соглашения относительно кандидатуры посредника, либо после оформления протокола об отказе сторон или одной из сторон от рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника стороны обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
При согласии сторон на рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже ими заключается соответствующее соглашение, содержащее условие об обязательном выполнении сторонами решений трудового арбитража, после чего стороны обязаны при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства в срок до двух рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства - в срок до четырех рабочих дней создать совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров временный трудовой арбитраж для рассмотрения данного коллективного трудового спора либо передать его на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, созданный при соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Состав и регламент временного трудового арбитража устанавливаются решением работодателя (представителя работодателей), представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров. В постоянно действующем трудовом арбитраже порядок формирования состава трудового арбитража для разрешения конкретного трудового спора и его регламент определяются положением о постоянно действующем трудовом арбитраже (уставом постоянно действующего трудового арбитража), утверждаемым соответствующей трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может утверждаться типовое положение о постоянно действующем трудовом арбитраже (типовой устав постоянно действующего трудового арбитража).
Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон данного спора при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства в срок до трех рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства - в срок до пяти рабочих дней со дня создания временного трудового арбитража или передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж.
Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора; получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора; информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора; принимает решение по существу коллективного трудового спора.
Решение трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передается сторонам этого спора в письменной форме.
В случаях, когда в соответствии с частями 1 и 2 ст. 413 ТК РФ в целях разрешения коллективного трудового спора не может быть проведена забастовка, рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже является обязательным, и решение трудового арбитража имеет для сторон обязательную силу независимо от наличия соглашения сторон по данному вопросу. При этом, если стороны не приходят к соглашению о создании временного трудового арбитража, его составе и регламенте либо о передаче коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.
Уклонение от участия в примирительных процедурах. При уклонении одной из сторон коллективного трудового спора от участия в создании или работе примирительной комиссии другая сторона коллективного трудового спора имеет право потребовать проведения переговоров о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника не позднее следующего рабочего дня после дня предъявления указанного требования.
При уклонении одной из сторон от переговоров о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника или от участия в рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника другая сторона имеет право потребовать проведения переговоров о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже не позднее следующего рабочего дня после дня предъявления указанного требования.
При уклонении работодателя (его представителя) от создания временного трудового арбитража, передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж или от участия в рассмотрении коллективного трудового спора трудовым арбитражем считается, что примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора.
Соглашения, достигнутые сторонами в ходе разрешения коллективного трудового спора, в том числе соглашение об урегулировании коллективного трудового спора, оформляются в письменной форме и имеют для сторон обязательную силу. Контроль за их выполнением осуществляется сторонами коллективного трудового спора.

Недостатки главы 61 Трудового кодекса РФ

Анализ главы 61 ТК РФ свидетельствует о ее определенном несовершенстве. Так, название главы "Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров" следовало бы сформулировать как "Коллективные трудовые споры", ибо содержание данной главы существенно шире ее названия. В частности, в статье 398 даны следующие основные понятия: "коллективный трудовой спор", "день начала коллективного трудового спора". При этом в них даже не упоминаются нормы (положения) о рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров.
Представляется не совсем правильным и логичным употребление термина "работодатели (их представители)". Как следствие, коллективным трудовым спором могут быть только неурегулированные разногласия, стороной которых являются два и более работодателя (их представителей). Таким образом, неурегулированные разногласия с одним работодателем (его представителем) нельзя признать коллективным трудовым спором.
Вряд ли уместны в названии и содержании статьи 399 термины "выдвижение", "выдвижения", "выдвинутые". Корректнее было бы предусмотреть в этой статье Кодекса слова "предъявить требования", "предъявление требований" и т.д. Например, название статьи 399 необходимо сформулировать так: "Предъявление требований работников и (или) их представителей".
Название статьи 400 "Рассмотрение требований работников, профессиональных союзов и их объединений" не совсем соответствует ее содержанию, а также статье 399, где дана более широкая трактовка представителей работников, т.е. не только профессиональных союзов, но и иных представителей работников (ст. 31 ТК РФ). Например, в части 1 ст. 400 предусмотрено, что работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников. О принятом решении работодатель сообщает в представительный орган работников организации (филиала, представительства, или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя в письменной форме в течение двух рабочих дней со дня получения указанных требований.
Часть 1 ст. 401 не согласуется с названием главы 61. Согласно этой части порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов:
- рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией;
- рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом. Закономерен вопрос: а примирительная комиссия имеет право разрешать эти споры?! В то же время в статье 1 ТК РФ предусмотрено, что одной из задач трудового законодательства является правовое регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, в том числе по разрешению трудовых споров (к сожалению, в данном случае не указано "рассмотрению и").
В то же время часть 5 ст. 401 предусматривает, что представители сторон, примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж, государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров обязаны использовать все предусмотренные законодательством возможности для разрешения возникшего коллективного трудового спора.
В связи с этим нельзя не отметить названия статей 402 - 404:
- "Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией";
- "Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника";
- "Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже".
Таким образом, данные статьи не согласуются со статьей 1 и названием главы 61 ТК РФ.
Содержание статьи 402 существенно шире ее названия ("Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией"). В частности, данная статья закрепляет следующие нормы (положения): "В случае возникновения коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства примирительная комиссия создается в срок до двух рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора, а в случае возникновения коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства - в срок до трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора.
Решение о создании примирительной комиссии при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников. Решения о создании примирительных комиссий при разрешении коллективных трудовых споров на иных уровнях социального партнерства оформляются соответствующими актами (приказом, распоряжением, постановлением) представителей работодателей и представителей работников.
Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе.
Стороны коллективного трудового спора не имеют права уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе".
Итак, в противоречие названию ст. 402 ТК РФ в ее содержании предусмотрены нормы об организации примирительной комиссии.
Представляется более логичным и правильным привести название статьи 414 в соответствие с ее содержанием, а именно слова "Гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки" заменить на "Гарантии и компенсации работникам в связи с проведением забастовки".

Библиография

  1. Гладков Н.Г. Трудовые споры: Учеб.-практ. пособие. М.: Юрайт, 2015.
  2. Куренной А.М. Правовое регулирование коллективных трудовых споров. М.: Юстицинформ, 2010.
  3. Лютов Н.Л. Коллективные трудовые споры. Сравнительно правовой анализ. М.: Проспект, 2007.
  4. Павловская О.Ю. Коллективные трудовые споры в современной России: теоретико-правовой аспект: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: Академия труда и социальных отношений, 2009.
  5. Петров А.Я. Трудовые споры: вопросы теории и судебная практика. М.: Проспект, 2015.
  6. Федин В.В. Трудовые споры. М.: Юрайт, 2013.
  7. Ясинская-Казаченко А. Примирительно-посреднические и третейские процедуры в процессе разрешения коллективных трудовых споров // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2013. N 4.
 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑