Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Трудовые отношения > Особенности регулирования труда отдельных категорий работников > Правовой статус педагогических, руководящих и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (Постыляков С.П.)

Правовой статус педагогических, руководящих и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (Постыляков С.П.)

Дата размещения статьи: 05.09.2016

Правовой статус педагогических, руководящих и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (Постыляков С.П.)

Педагогический работник, как и любой гражданин, имеет юридически закрепленное положение личности в обществе, то есть обладает правовым статусом. В этом контексте глава 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1> (далее - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") регламентирует правовой статус педагогических, руководящих и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с позиции законодательства об образовании.
--------------------------------
<1> Доступ из СПС "КонсультантПлюс".

Определение понятия "педагогический работник" содержится в п. 21 ст. 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", согласно которому педагогический работник - это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" правом на занятие педагогической деятельностью обладают лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках <1>, и (или) профессиональным стандартам <2>.
--------------------------------
<1> См.: Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" // Доступ из СПС "КонсультантПлюс"; Приказ Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 N 1н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
<2> См.: Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".

Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждена Постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 года N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций" <1>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2013. N 33. Ст. 4381.

Сохранению педагогического стажа и соответствию должностей педагогических и научно-педагогических работников в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе посвящена ст. 7 Федерального закона от 5 мая 2014 года N 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" <1> и Приказ Минобрнауки России от 3 июня 2014 г. N 620 "Об установлении соответствия должностей педагогических и научно-педагогических работников, установленных Кабинетом Министров Украины, номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной в Российской Федерации" <2>.
--------------------------------
<1> Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
<2> Российская газета. N 156. 15.07.2014.

В силу ч. 1 ст. 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:
1) свободой преподавания, свободным выражением своего мнения, свободой от вмешательства в профессиональную деятельность, правом на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания. Стоит отметить, что названные права и свободы не являются абсолютными, а ограничиваются, например, тематикой преподавания предмета (курса, дисциплины), образовательной программой, принятой в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, договором об образовании;
2) свободой выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания, посредством которых реализуются уже обозначенные выше правомочия;
3) правом на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании. Отмечаем, что сейчас на рассмотрении в Государственной Думе РФ находится проект Федерального закона N 618244-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" <1>, согласно которому Минобрнауки России должно утвердить федеральный перечень базовых учебников по учебным предметам "История", "Русский язык" и "Литература";
4) правом на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;
5) правом на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;
6) правом на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, в своих локальных нормативных актах устанавливает порядок доступа к своим информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности;
7) правом на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;
8) правом на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации. Управлению образовательной организации посвящена ст. 26 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";
9) правом на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации;
10) правом на объединение в общественные профессиональные организации в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" <2>;
11) правом на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (далее - Комиссия). Порядок создания, организации работы, принятия решений Комиссии и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность. При этом должны быть учтены мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) обучающихся в ней (при их наличии). Важно подчеркнуть, что поскольку Комиссия создается для урегулирования споров, возникающих при реализации прав на образование, то обжаловать в нее привлечение к дисциплинарной ответственности нельзя;
12) правом на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.
--------------------------------
<1> Проект Федерального закона N 618244-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
<2> Доступ из СПС "КонсультантПлюс".

Часть 4 ст. 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" требует при реализации академических прав и свобод соблюдать нормы профессиональной этики педагогических работников. Такие нормы закрепляются в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:
1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени в соответствии с главой 52 Трудового кодекса РФ <1> и Приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 года N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" <2>;
2) право на дополнительное профессиональное образование (далее - ДПО) по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в 3 года. ДПО осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (далее - ДПП): программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки (ч. 2 ст. 76 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"). Разъяснения по реализации права педагогических работников на ДПО содержатся в письме Минобрнауки России N 08-415 и Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 124 от 23 марта 2015 года "О реализации права педагогических работников на ДПО" <3>;
3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определена Постановлением Правительства РФ от 14 мая 2015 года N 466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках" <4>;
4) право на длительный отпуск сроком до 1 года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы. Положение о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года утверждено Приказом Минобразования России от 7 декабря 2000 года N 3570 <5>;
5) право на досрочное назначение страховой пенсии по старости независимо от их возраста при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 и осуществлении педагогической деятельности в учреждениях для детей не менее 25 лет (п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" <6>);
6) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
--------------------------------
<1> Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
<2> Российская газета. N 49. 11.03.2015.
<3> Официальные документы в образовании. 2015. N 14.
<4> Собрание законодательства РФ. 2015. N 21. Ст. 3105.
<5> Российская газета. N 50-51. 13.03.2001.
<6> Собрание законодательства РФ. 2013. N 52 (часть I). Ст. 6965; Собрание законодательства РФ. 2014. N 2 (часть II) (поправка).

Приведенный перечень трудовых прав и мер социальной поддержки педагогических работников не является закрытым. Иные права и меры могут быть установлены федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Новеллой Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" является включение в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности: 1) учебной (преподавательской) работы; 2) воспитательной работы; 3) индивидуальной работы с обучающимися; 4) научной работы; 5) творческой и исследовательской работы; 6) другой педагогической работы, к которой может быть отнесена: методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника. Однако правовое регулирование рабочего времени учителя остается противоречивым и неопределенным. Данное обстоятельство обусловлено: 1) установлением сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю; 2) установлением нормирования количества аудиторных (в классе, группе) часов учителя за ставку заработной платы - 18 часов в неделю. При этом по-прежнему полностью отсутствует ограничение числа урочных часов, в то же время отсутствуют нормы, позволяющие учитывать трудоемкость воспитательной и иной непреподавательской (например, методической) педагогической работы учителя, что нарушает требования ст. 91 и 159 Трудового кодекса РФ.
Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников определяется локальными нормативными актами, к которым отнесены: коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, иные локальные нормативные акты, трудовой договор, графики работы и расписания. Регулирование в названной сфере осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом РФ и Приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 года N 69 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений" <1>.
--------------------------------
<1> Российская газета. N 177. 12.08.2006.

Письмом Минобрнауки России от 1 апреля 2013 года N ИР-170/17 "О Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" были направлены рекомендации субъектам Российской Федерации по подготовке к реализации Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации. В п. 2 письма указывалось, что субъектам Российской Федерации, в законодательстве которых отсутствует базовый закон субъекта Российской Федерации об образовании, рекомендуется принять такой акт, который должен конкретизировать положения Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" применительно к социально-экономическим, национальным, географическим и иным особенностям региона. Так, Минобрнауки России рекомендовало ввести в региональное законодательство следующие статьи: 1. Содействие привлечению педагогических работников в образовательные организации; 2. Возмещение расходов педагогических работников в сельской местности; 3. Компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена; 4. Меры социальной поддержки педагогических работников в субъекте Российской Федерации. Таким образом, предполагалось конкретизировать нормы ч. 8 - 10 ст. 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Основные обязанности педагогических работников регламентируются ст. 48 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". В силу ч. 1 ст. 48 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники обязаны:
1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;
2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики. В этой связи письмом Минобрнауки России от 6 февраля 2014 года N 09-148 "О направлении материалов" <1> органам государственной власти субъектов Российской Федерации направлены рекомендации по организации мероприятий, направленных на разработку, принятие и применение Кодекса профессиональной этики педагогическим сообществом;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений. В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания РФ находится проект Федерального закона N 706899-6 "О внесении дополнений в статьи 43, 48 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" <2>, согласно которому п. 3 ч. 1 статьи 48 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предлагается дополнить указанием на обязанность педагогического работника при уважении чести и достоинства других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, использовать формальное обращение "Вы";
4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;
7) систематически повышать свой профессиональный уровень;
8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в соответствии с Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 года N 276 <3>. Неисполнение данной обязанности является дисциплинарным проступком;
9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;
10) проходить обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда в соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным Постановлениями Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 года N 1/29 <4>;
11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.
--------------------------------
<1> Официальные документы в образовании. 2014. N 10.
<2> Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
<3> Российская газета. N 124. 04.06.2014.
<4> Российская газета. N 35. 22.02.2003.

Неисполнение обязанностей (например, п. 7, 9 ч. 1 ст. 48 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации") сопряжено с нарушением пп. "д" п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 года N 966 "О лицензировании образовательной деятельности" <1>, и приводит к привлечению образовательной администрации к административной ответственности по ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ <2>. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, предусмотренных ч. 1 ст. 48 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", учитывается при прохождении ими аттестации.
--------------------------------
<1> Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
<2> Доступ из СПС "КонсультантПлюс".

Часть 2 ст. 48 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" устанавливает запрет на оказание платных образовательных услуг со стороны педагогического работника, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника. Согласно п. 33 ст. 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" конфликт интересов педагогического работника - ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
В силу конкретизации положений Конституции РФ в ч. 3 ст. 48 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" педагогическим работникам запрещается использовать свою деятельность для политической агитации, навязывания политических, религиозных и иных убеждений, а также пропаганды различных форм дискриминации.
Согласно ч. 4 ст. 48 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами.
Одно из ключевых мест в правовом статусе педагогического работника занимает его аттестация. Аттестация педагогических работников регламентируется ст. 49 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также Приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 года N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность", принятым по согласованию с Минтрудом России. Порядок аттестации является ведомственным нормативным правовым актом прямого действия. Необходимо отметить, что действующее законодательство об образовании устанавливает два вида аттестации педагогических работников:
1) аттестация в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности. Данный вид аттестации является обязательным, за ее непрохождение наступает дисциплинарная ответственность. Согласно ч. 2 ст. 49 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" проведение названной аттестации педагогических работников осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Согласно письмам Минобрнауки России N 08-1933 и Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 505 от 3 декабря 2014 года в состав аттестационной комиссии организации в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа). Это обусловливается требованиями ч. 3 ст. 82 Трудового кодекса РФ, так как результаты аттестации могут послужить основанием для увольнения работников в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ. Отметим, что для проведения аттестации не требуется издание локального нормативного акта образовательной организации (например, положения об аттестации), так как правила, принципы и основные задачи проведения аттестации педагогических работников организаций в целях подтверждения соответствия их занимаемым должностям определены Минобрнауки России в Порядке аттестации. Результаты такой аттестации не отражаются в трудовой книжке, а также аннулируются при переходе в другую образовательную организацию;
2) аттестация в целях установления квалификационной категории педагогических работников. Данный вид аттестации проводится по желанию педагогического работника. Исключением являются педагогические работники из числа профессорско-преподавательского состава. Согласно ч. 3 ст. 49 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" проведение названной аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся, а в отношении педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако ни ст. 49 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", ни Порядок аттестации конкретно не определяют, какие органы государственной власти, действующие на территории субъекта Российской Федерации, будут наделены полномочиями по формированию аттестационных комиссий в целях установления педагогическим работникам квалификационных категорий. Решение по данному вопросу принимает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, который вправе наделить полномочиями по формированию аттестационных комиссий как органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых непосредственно находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность, так и орган государственной власти, осуществляющий государственное управление в сфере образования. В соответствии с п. 25 и 26 Порядка аттестации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать акты, регулирующие следующие вопросы:
1) формирование аттестационных комиссий для проведения аттестации педагогических работников в целях установления квалификационных категорий;
2) определение составов аттестационных комиссий с включением представителя соответствующего профессионального союза;
3) регламент работы аттестационных комиссий;
4) условия привлечения специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников.
Необходимо отметить ряд особенностей правового статуса руководителя образовательной организации. Согласно ст. 273 Трудового кодекса РФ руководитель организации - физическое лицо, которое в соответствии с Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа. Правовой статус руководителя образовательной организации регламентируется общими нормами трудового законодательства с учетом особенностей Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Часть 1 ст. 51 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" устанавливает способы наделения руководителя образовательной организации непосредственными полномочиями. К ним необходимо отнести:
1) избирание общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации. Названный порядок должен регулироваться уставом образовательной организации, где необходимо отразить: а) порядок выдвижения кандидатов на должность руководителя; б) порядок созыва общего собрания или конференции; в) состав участников собрания (конференции); г) порядок голосования и подведения итогов. Важно отметить, что Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" подчеркивает необходимость утверждения избранного кандидата учредителем образовательной организации. Порядок такого утверждения также должен быть отражен в уставе;
2) назначение учредителем образовательной организации;
3) назначение Президентом РФ. Случаи такого назначения прямо указаны в ч. 5 ст. 2 Федерального закона от 10 ноября 2009 года N 259-ФЗ "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете", согласно которой ректоры Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ. При назначении на должность ректоров названных университетов Президентом РФ определяется срок их полномочий, который не может превышать пять лет. При этом ректоры университетов могут быть переназначены на новый срок, а Президент РФ может досрочно освободить их от занимаемых должностей;
4) назначение Правительством РФ руководителей (ректоров) федеральных университетов.
Трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается на основе типовой формы трудового договора, утверждаемой Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2013 года N 329 "О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения" <1>, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2013. N 16. Ст. 1958.

В силу ч. 2 ст. 51 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" установлены требования к кандидатам на должность руководителя образовательной организации, к которым отнесены: 1) наличие высшего образования; 2) соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках <1>, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций; 3) соответствие профессиональным стандартам.
--------------------------------
<1> См.: Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" // Доступ из СПС "КонсультантПлюс"; Приказ Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 N 1н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".

Законодателем установлен запрет на занятие должности руководителя образовательной организации для лиц, которые не допускаются к педагогической деятельности по основаниям, предусмотренным ст. 331 Трудового кодекса РФ.
Действующее законодательство об образовании предусматривает проведение аттестации руководителей образовательных организаций. Однако необходимо отличать названную аттестацию от аттестации на соответствие занимаемой должности. Данное смешение имеет место тогда, когда руководитель образовательной организации занимается преподаванием того или иного предмета. Ключевым моментом будет являться, занимает ли такой руководитель образовательной организации штатную должность педагога. Если занимает, то в этом случае руководитель образовательной организации, имеющий учебную нагрузку по предмету, должен пройти аттестацию в соответствии с ч. 4 ст. 51 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", по желанию может пройти аттестацию в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 года N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" на соответствие занимаемой должности. В этом случае оплата нагрузки за ведение часов по предмету осуществляется в соответствии с присвоенной квалификационной категорией. Если руководитель образовательной организации не занимает штатную должность учителя-предметника, то оплата нагрузки за ведение часов по предмету осуществляется в соответствии с локальным нормативным актом образовательной организации без учета квалификационной категории.
В соответствии с ч. 4 ст. 51 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предусматривается обязательная аттестация кандидатов на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководителя. Порядок и сроки проведения такой аттестации устанавливаются учредителями этих образовательных организаций (например, Постановление Правительства РФ от 13 июня 2014 года N 544 "Об утверждении Правил проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя образовательной организации высшего образования, функции и полномочия учредителя от имени Российской Федерации в отношении которой осуществляет Правительство Российской Федерации" <1>; Приказ Минобрнауки России от 16 марта 2015 года N 240 "Об утверждении Порядка и сроков проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя образовательной организации, находящейся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации" <2> и т.д.).
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2014. N 25. Ст. 3313.
<2> Доступ из СПС "КонсультантПлюс".

Правило об обязательной аттестации не распространяется на руководителей образовательных организаций, назначенных на должности Президентом РФ или Правительством РФ, так как в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, кандидаты на должность руководителя федеральной государственной образовательной организации также согласовываются с уполномоченным Президентом РФ федеральным государственным органом.
Законодательство об образовании устанавливает запрет на занятие должностей руководителя государственной или муниципальной образовательной организации, филиала государственной или муниципальной образовательной организации по совместительству.
Права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии со ст. 26 - 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и уставом образовательной организации.
В ч. 7 ст. 51 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" законодатель установил предоставление руководителям образовательных организаций прав, социальных гарантий и мер социальной поддержки, предусмотренных для педагогических работников п. 3 и 5 ч. 5 и ч. 8 ст. 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Порядок такого предоставления регламентирован Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2013 года N 963 "О предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)" <1>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2013. N 44. Ст. 5761.

В сферу ответственности руководителя образовательной организации входит руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации. Согласно письму Минобрнауки России от 19 марта 2014 года N 06-288 "О финансовом обеспечении реализации программ среднего профессионального образования" <1> руководитель образовательной организации несет ответственность за выполнение государственного задания по реализации государственных услуг и выполнение работ в сфере образования и науки, в том числе и по реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, в случае если на реализацию указанных программ государственное задание установлено. Представляется, что вывод Минобрнауки России может быть распространен на руководителей иных государственных и (или) муниципальных образовательных организаций.
--------------------------------
<1> Администратор образования. 2014. N 10.

В ч. 9 ст. 51 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" законодатель подчеркнул особый правовой статус руководителей образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка. Однако особенности замещения должностей таких руководителей до сих пор не конкретизированы в федеральном законодательстве.
Правовой статус руководителя частной образовательной организации (особенности его избрания, назначения, компетенция и т.д.) должны быть определены в уставе такой организации в соответствии с трудовым законодательством.
Новеллой действующего Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" стало легальное закрепление права образовательной организации высшего образования по решению ее ученого совета учреждать должность президента такой организации. При учреждении должности президента порядок его избрания на должность и полномочия устанавливаются уставом образовательной организации высшего образования. При этом законодательством об образовании предусмотрен запрет на совмещение должностей ректора и президента. После избрания президента государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования правоотношения между ним и учредителем этой образовательной организации устанавливаются трудовым договором, заключаемым на срок до 5 лет. Прекращение трудового договора с президентом государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования осуществляется по основаниям, предусмотренным ст. 195, 278, 280 и 336 Трудового кодекса РФ.
Действующий Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" наряду с правовым статусом педагогических работников регламентирует правовой статус научно-педагогических (ст. 50) и иных работников образовательных организаций. Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к научно-педагогическим работникам относятся должности педагогических работников и научных работников, реализующих образовательные программы высшего образования и дополнительные профессиональные программы. Таким образом, законодатель выделил два подвида научно-педагогических работников, определив педагогических работников, реализующих указанные выше программы в качестве профессорско-преподавательского состава, а также научных работников.
Правовой статус научного работника складывается из прав, закрепленных в ст. 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", и дополнительных прав из п. 6 ст. 4 Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" <1> (например, право на объективную оценку своей научной и (или) научно-технической деятельности и получение вознаграждений, поощрений и льгот, соответствующих его творческому вкладу; право на осуществление предпринимательской деятельности в области науки и техники, не запрещенной законодательством Российской Федерации; право на подачу заявок на участие в научных дискуссиях, конференциях и симпозиумах и иных коллективных обсуждениях и т.д.), а также дополнительных прав, предусмотренных ч. 2 ст. 50 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (например, право входить в состав коллегиальных органов управления образовательной организацией; право участвовать в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации; право выбирать методы и средства проведения научных исследований, отвечающие мерам безопасности, наиболее полно соответствующие особенностям научных исследований и обеспечивающие их высокое качество, и т.д.).
--------------------------------
<1> Доступ из СПС "КонсультантПлюс".

Помимо обязанностей, предусмотренных ст. 48 - 49 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", с правами научного работника корреспондируют следующие его дополнительные обязанности, закрепленные в:
1) п. 7 ст. 4 Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (осуществлять научную, научно-техническую деятельность и (или) экспериментальные разработки, не нарушая права и свободы человека, не причиняя вреда его жизни и здоровью, а также окружающей среде; объективно осуществлять экспертизы представленных ему научных и научно-технических программ и проектов, научных и (или) научно-технических результатов и экспериментальных разработок);
2) ч. 3 ст. 50 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (формировать у обучающихся профессиональные качества по избранным профессии, специальности или направлению подготовки; развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности).
В силу ч. 1 ст. 52 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к иным работникам образовательных организаций отнесены должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции. Согласно письму Минобрнауки России от 1 октября 2013 года N 08-1408 "О направлении методических рекомендаций по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации" федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) определяет требования к кадровому обеспечению образовательного процесса, которые, наряду с требованиями к предметно-пространственной среде и материально-техническому обеспечению реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - Программа), являются основанием для определения необходимых затрат, учитываемых при расчете нормативов финансового обеспечения. За счет бюджета субъекта Российской Федерации должна быть обеспечена оплата труда следующих категорий работников, осуществляющих в соответствии с ФГОС ДО реализацию Программы:
- воспитатели, в том числе старшие воспитатели;
- прочие педагогические работники, с учетом требований примерных образовательных программ дошкольного образования, в том числе руководители, работники, инструкторы по физкультуре, концертмейстеры, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, социальные педагоги, педагоги-психологи, руководители физического воспитания, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, методисты и пр.;
- учебно-вспомогательный персонал, в том числе младшие воспитатели, помощники воспитателей и пр.;
- административно-управленческий и обслуживающий персонал, за исключением персонала, обеспечивающего создание условий для осуществления присмотра и ухода и оказание услуг по присмотру и уходу за детьми.
Такой же подход отражен и в Определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 30 июля 2014 года N 56-АПГ14-8 <1>, согласно которому "в нормативы затрат на реализацию образовательных программ по каждому уровню образования в муниципальных общеобразовательных организациях включается в том числе оплата труда инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции, за исключением персонала, непосредственно связанного с обслуживанием зданий и оборудования, в том числе работников, обеспечивающих функционирование систем отопления, доставку и хранение необходимых средств обучения, продуктов питания (истопники, кочегары, операторы бойлерных, водители, грузчики, кладовщики, подсобные рабочие, слесари-сантехники и пр.)".
--------------------------------
<1> Доступ из СПС "КонсультантПлюс".

Совокупность разъяснений, данных в письме Минобрнауки России от 1 октября 2013 года N 08-1408 "О направлении методических рекомендаций по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации", и отраженного в судебной практике подхода позволяет сделать вывод о том, что оплата труда иных категорий работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включается в нормативы затрат на реализацию образовательных программ по каждому уровню образования.
Правом занимать должности, перечисленные в ч. 1 ст. 52 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", обладают лица, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам, а их права, обязанности и ответственность устанавливаются уставом, правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами образовательных организаций, должностными инструкциями и трудовыми договорами.
В ч. 4 ст. 52 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" законодатель особо подчеркнул правовой статус заместителей руководителей образовательных организаций, руководителей структурных подразделений и их заместителей, указав на предоставление им прав, социальных гарантий и мер социальной поддержки, предусмотренных для педагогических работников п. 3 и 5 ч. 5 и ч. 8 ст. 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Порядок такого предоставления регламентирован Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2013 года N 963 "О предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)". Подчеркнем, что в соответствии с письмами Минобрнауки России N 08-1933 и Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 505 от 3 декабря 2014 года аттестация заместителей руководителей организаций, руководителей структурных подразделений и их заместителей Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" не предусмотрена. Порядок проведения такой аттестации может быть установлен локальным нормативным актом организации, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.

Библиографический список

1. Козырин А.Н., Трошкина Т.Н., Ялбулганов А.А. Образовательное право как учебная дисциплина // Реформы и право. 2011. N 4. С. 50 - 54.
2. Артемьева И.В., Гинзбург Ю.В., Трошкина Т.Н. Правовые основы образовательной деятельности в Российской Федерации / Под ред. Т.Н. Трошкиной. М.: Институт публично-правовых исследований, 2012.

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑