Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

26.12.2019

Законопроект разработан в целях поддержки членов многодетных семей, получающих пенсии по потере кормильца или инвалидности в размере меньшем, чем установленная субъектом Российской Федерации величина прожиточного минимума пенсионера в целом по региону в целях установления социальных доплат к пенсии, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

подробнее
28.11.2019

Разработка изменений в главу 52 Трудового кодекса РФ, регулирующей особенности труда педагогических работников, была продиктована ростом преступлений, в т.ч. тяжких и особо тяжких составов, совершаемых именно педагогическими работниками, относящимися к звену  среднего и высшего образования. Увеличивается количество уголовных дел, возбужденных в отношении преподавателей, жертвами которых становятся учащиеся школ, появляются уголовные дела в отношении преподавателей ВУЗов. 

подробнее
01.10.2019

При рассмотрении исковых заявлений от детей-сирот, которым служба занятости населения вынуждена отказывать в регистрации в качестве безработных с выплатой пособия в размере среднего заработка по региону проживания, в связи с тем, что  до обращения в службу занятости у них была трудовая деятельность и они не впервые ищущие работу, судебная практика встает на сторону детей-сирот, что расходится с требованиями Закона о занятости населения (ст.34, 34.1).

подробнее
Все статьи > Трудовые отношения > Трудовое право. Общие положения > Роль конвенций Международной организации труда как источников трудового права в России и во Франции (Филипова И.А.)

Роль конвенций Международной организации труда как источников трудового права в России и во Франции (Филипова И.А.)

Дата размещения статьи: 06.09.2016

Роль конвенций Международной организации труда как источников трудового права в России и во Франции (Филипова И.А.)

Значение международных институтов для организации труда в различных странах постоянно растет; так, в настоящее время Международная организация труда (далее - МОТ) оказывает существенное влияние на развитие ряда европейских "инструментов" регулирования труда, в частности кодекса поведения европейских компаний, работающих в развивающихся странах, концепции социальной ответственности бизнеса и т.д.

Используя все имеющиеся в ее распоряжении средства для обеспечения прав наемных работников, МОТ настаивает на выполнении конвенций МОТ как документов, способствующих "социальной справедливости в целях справедливой глобализации" <1>, более того, МОТ добивается, чтобы не только государства - члены МОТ, но и транснациональные корпорации, имеющие предприятия в различных странах, соблюдали конвенции МОТ, и корпорации нередко вынуждены признать необходимость соответствия своей практики требованиям документов МОТ, к примеру, несколько лет назад группа GDF Suez, работающая в энергетической сфере, приняла на себя обязательства соблюдать ряд конвенций МОТ.
--------------------------------
<1> Декларация МОТ "О социальной справедливости в целях справедливой глобализации": принята на 97-й сессии МОТ. Женева, 10.06.2008 [Электронный ресурс]. URL: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---dgreports/---cabinet/documents/genericdocument/wcms_100193.pdf (дата обращения: 10.05.2015).

Деятельность МОТ в настоящее время направлена, как и прежде, на:
- установление через конвенции обязательных минимальных стандартов в сфере наемного труда, которым должны соответствовать законодательство и практика государств - членов МОТ;
- налаживание социального диалога между правительствами и представительными организациями работников и работодателей внутри государств;
- внедрение практики трипартизма;
- содействие программам достойного труда с учетом глобализации производства.
Государству недостаточно ратифицировать конвенцию, необходимо также привести в соответствие с ней национальное законодательство. МОТ контролирует применение конвенций, во-первых, согласно ст. 24 Устава МОТ по жалобам от объединений работодателей или от профсоюзов, во-вторых, через систематический контроль посредством изучения отчетов государств - членов МОТ, которые они должны направлять в Международное бюро труда.
Российская Федерация, являющаяся государством - членом МОТ, ратифицировала к настоящему моменту 73 конвенции МОТ <2>. Три из этих Конвенций - N 140 "Об оплачиваемых учебных отпусках", N 151 "О защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе", N 144 "О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм" - были ратифицированы в 2014 г. и для России вступают в силу соответственно 19 мая, 19 сентября и 18 декабря 2015 г. Еще несколько законопроектов о ратификации конвенций МОТ в настоящее время разрабатываются Министерством труда и социальной защиты РФ, к примеру законопроект о ратификации Конвенции МОТ N 102 "О минимальных нормах социального обеспечения".
--------------------------------
<2> Информация с официального сайта МОТ: Россией ратифицированы 73 конвенции МОТ, из которых действующими являются 51 конвенция, 20 конвенций были денонсированы (перевод с франц.) // I'Organisation internationale du travail: Ratifications par pays [Электронный ресурс]. URL: http://www.ilo.org/dyn/normlex/fr/f?p=1000:11200:0::NO:11200:P11200_COUNTRY_ID:102884 (дата обращения: 10.05.2015).

Российское законодательство в целом соответствует международным нормам по регулированию труда. Конвенции МОТ обладают приоритетом по отношению ко всем остальным источникам российского трудового права за исключением Конституции РФ <3>. Имеющиеся проблемы в области соответствия законодательства и практики требованиям МОТ сформулированы в выступлениях участников Международной конференции "Совершенствование и развитие национального законодательства на основе международных трудовых норм", проведенной Министерством труда и социальной защиты РФ 22 - 24 апреля 2014 г. <4>:
--------------------------------
<3> Архипов В.В. Место конвенций МОТ в трудовом законодательстве России // Современное право. 2007. N 3. С. 79 - 84.
<4> Самойлова П. В России ратифицировано 70 конвенций МОТ // Центральная профсоюзная газета "Солидарность", 14.05.2014 [Электронный ресурс]. URL: http://www.solidarnost.org/articles/articles_3656.html (дата обращения: 10.05.2015).

1) необходимость ратификации ряда конвенций МОТ, к примеру Конвенций МОТ N 117 "Об основных целях и нормах социальной политики", N 121 "О пособиях в случаях производственного травматизма", N 130 "О медицинской помощи и пособиях по болезни", N 168 "О содействии занятости и защите от безработицы", N 183 "Об охране материнства" и т.д.;
2) отсутствие в российском законодательстве санкций за подмену профсоюзных органов "желтыми" профсоюзами, незащищенность профсоюзных лидеров и активистов, реально отстаивающих интересы работников;
3) дискриминация работников по принадлежности к профсоюзу, возрасту, полу и т.д.;
4) чрезмерное законодательное ограничение права на забастовку, не позволяющее реально осуществить это право;
5) наличие фактического принудительного труда в случаях, когда работники трудятся без оплаты из-за страха перед увольнением;
6) недостаточность величины МРОТ, которая не доходит даже до прожиточного минимума, при том что прожиточный минимум практически представляет собой физиологический порог выживания.
Эти проблемы неоднократно рассматривались специалистами в юридической периодике, в т.ч. на страницах журнала "Трудовое право в России и за рубежом" <5>. Урегулированию ряда названных проблем будет способствовать ратификация соответствующих конвенций МОТ. Так, в настоящее время уже ратифицирована Конвенция МОТ N 144 "О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм", которая призвана развивать трипартизм в России и прямо направлена на усиление роли международных трудовых норм в национальной практике. Данная Конвенция требует проведения эффективных консультаций между правительством и организациями работодателей и работников на каждом этапе нормативной деятельности МОТ по различным вопросам, в т.ч. по ратификации международных трудовых норм и при осуществлении надзора за их применением.
--------------------------------
<5> Лютов Н.Л. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя: российское законодательство и международные акты. Постановка проблемы // Трудовое право в России и за рубежом. 2012. N 1. С. 25 - 29; Лютов Н.Л., Герасимова Е.С. Вопросы соответствия международным нормам законодательства России в сфере безопасности и гигиены труда // Трудовое право в России и за рубежом. 2014. N 3. С. 27 - 32.

Теперь рассмотрим практику применения конвенций МОТ во Франции, которая традиционно пользуется большим влиянием в МОТ: дважды французы возглавляли исполнительный орган МОТ - Международное бюро труда. Франция всегда содействовала распространению принципов и основных прав в сфере труда в мире, вводя новые нормы по инициативе МОТ в национальную практику. Тесные взаимоотношения с МОТ объясняются активной позицией Франции в отношении урегулирования социальных проблем и развитой практикой трипартизма.
Франция - одна из стран, ратифицировавших наибольшее число конвенций МОТ - 125 (из них 79 являются действующими) <6>, в то время как другие страны (за исключением Испании, первой по числу ратифицированных конвенций: 133 конвенции, из них 87 действуют) провели ратификацию меньшего числа конвенций МОТ. К примеру, Китай ратифицировал лишь 25 конвенций (из которых действуют 22), а США - 14 (действующие - 12). В марте 2015 г. Францией начата процедура ратификации еще одной Конвенции МОТ - N 181 "О частных агентствах занятости".
--------------------------------
<6> Информация с официального сайта МОТ: Францией ратифицированы 125 конвенций МОТ, из которых действующими являются 79 конвенций, 39 конвенций были денонсированы. Одна Конвенция - N 187 - ратифицирована в течение 2014 г. и вступает в силу 29 октября 2015 г. (перевод с франц.) // I'Organisation internationale du travail: Ratifications par pays [Электронный ресурс]. URL: http://www.ilo.org/dyn/normlex/fr/f?p=1000:11200:0::NO:11200:P11200_COUNTRY_ID:102632 (дата обращения: 10.05.2015).

Особенности применения конвенций МОТ во Франции подробно описаны в статье адвоката при Кассационном суде Франции, члена экспертной комиссии по применению конвенций и рекомендаций МОТ Пьера Лион-Кана "Применение Францией международных конвенций в сфере труда" <7>.
--------------------------------
<7> Lyon-Caen P. L'application par la France des Conventions internationales du travail // Droits fondamentaux, 2010. N 8 [Электронный ресурс]. URL: http://www.droits-fondamentaux.org/IMG/pdf/df8_OIT_Lyon_Caen.pdf (дата обращения: 10.05.2015).

Как известно, государства сами решают, будут ли они ратифицировать конвенцию МОТ. В то же время в течение года после принятия новой конвенции МОТ государство - член МОТ обязано поставить вопрос о ратификации перед уполномоченным государственным органом. Если уполномоченный орган выскажется отрицательно, то государство обязано представить доклад Генеральному директору Международного бюро труда, объясняя причины отказа или задержки ратификации конвенции. В таком порядке Франция отказалась ратифицировать:
- Конвенцию N 143 "О трудящихся-мигрантах" (Россия в ней не участвует), что повлекло бы обязанность выплачивать ряд пособий работникам-мигрантам;
- Конвенции N 151 и 154, касающиеся проведения коллективных переговоров, по причине того, что статус государственной службы несовместим с некоторыми формами коллективных переговоров, предусмотренными в этих Конвенциях;
- Конвенцию МОТ N 155 "О безопасности и гигиене труда", предусматривающую право на отказ работника от выполнения работы, угрожающей его жизни и здоровью. Причины отказа в ратификации: невозможность признания данного права за некоторыми категориями государственных служащих и работников государственного сектора экономики, в частности железнодорожников и работников гражданской авиации. В то же время эта Конвенция повлекла в последующем изменение национального законодательства: так, в 2001 г. такое право появилось у работников муниципальных органов.
Некоторые конвенции МОТ ратифицированы Францией с большой временной задержкой. К примеру, Конвенция N 90 "О ночном труде детей в промышленности", принятая в 1951 г., была ратифицирована только в 1985 г., а Конвенция N 111 "О дискриминации в области занятости" 1958 г., входящая в число основополагающих, - только в 1981 г.
В некоторых случаях именно конвенции МОТ повлияли на внесение существенных изменений во французское законодательство. Речь в данном случае идет о Конвенциях МОТ: N 148 "О производственной среде" (загрязнение воздуха, шум и вибрация) 1977 г., ратифицированной в 1985 г.; N 156 "О работниках с семейными обязанностями" 1981 г., ратифицированной в 1989 г., после того как были приняты законы о профессиональном равенстве между мужчинами и женщинами и о семье; N 159 "О трудоустройстве людей с ограниченными возможностями" 1983 г., ратифицированной в 1989 г.
Тем не менее ратификация Францией конвенций МОТ не всегда означала их применение на практике. Например, Конвенция N 22 "О контроле найма моряков" в течение долгого времени не соответствовала французскому законодательству в части работы моряков-иностранцев и условий прекращения трудового договора. Изменения в Морской трудовой кодекс Франции были внесены только в 1996 - 1997 гг. Другой пример - Конвенция N 94 "Об условиях труда" (в публичных контрактах). Французское законодательство о госзакупках (Code des publics) в нарушение этой Конвенции не требовало включения в договоры с соответствующей категорией служащих условий, гарантирующих заработную плату, продолжительность рабочего времени и т.д., которые в соответствии с требованиями Конвенции не должны были быть менее благоприятными, чем общие условия, предусмотренные национальным законодательством и социально-партнерскими соглашениями. Кстати, данное противоречие, судя по ежегодным докладам специальной комиссии, не убрано до сих пор.
Следующим примером может служить Конвенция N 118 "О равноправии в области социального обеспечения", которая не выполняется, т.к. действующее французское законодательство не соответствует требованию Конвенции о равенстве прав работников-иностранцев с работниками-гражданами в вопросе выплаты пособий: согласно действующему во Франции Кодексу социального обеспечения (ст. L311-7) иностранные работники должны подтвердить свое право на проживание во Франции, этого не требуется только для работников стран, с которыми у Франции заключены соответствующие соглашения.
Как видим, и во Франции, и в России конвенции МОТ являются работающим инструментом, стимулирующим приведение норм национального законодательства в соответствие с общими требованиями МОТ. В то же время в практике обоих государств присутствует частичное невыполнение государством - членом МОТ взятых на себя обязательств по ратификации Конвенций МОТ и по приведению национального законодательства в соответствие с международными трудовыми стандартами.

Литература

1. Архипов В.В. Место конвенций МОТ в трудовом законодательстве России // Современное право. 2007. N 3. С. 79 - 84.
2. Лютов Н.Л. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя: российское законодательство и международные акты. Постановка проблемы // Трудовое право в России и за рубежом. 2012. N 1. С. 25 - 29.
3. Лютов Н.Л., Герасимова Е.С. Вопросы соответствия международным нормам законодательства России в сфере безопасности и гигиены труда // Трудовое право в России и за рубежом. 2014. N 3. С. 27 - 32.

 

 

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2020. Все права защищены
↑