Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее

Профессиональные стандарты: как организовать работу после их принятия (Межуева Т.)

Дата размещения статьи: 28.06.2015

Профессиональные стандарты: как организовать работу после их принятия (Межуева Т.)

В настоящее время достаточно активно разрабатываются и утверждаются профессиональные стандарты. Закономерно возникают и вопросы. Нужно ли менять должностные инструкции, порядок проведения аттестации в части оценок аттестуемых, да и чем вообще отличается квалификационная характеристика от профессионального стандарта? 

Согласно ч. 2 ст. 195.1 Трудового кодекса РФ профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. В этой же статье сказано, что квалификация работника - это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (далее - Правила). В данном документе так же определен порядок установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах (ч. 3 ст. 195.1 Трудового кодекса РФ).

Прежде чем говорить о порядке и правилах разработки профессионального стандарта, отметим, что работодатели будут обязаны применять профессиональные стандарты с 1 июля 2016 г. Закон об их использовании при приеме на работу подписал президент (Федеральный закон от 2 мая 2015 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"). При этом ч. 3 ст. 195.1 Трудового кодекса РФ силу свою утратит, но Трудовой кодекс будет дополнен новыми ст. ст. 195.2 и 195.3. Статья 195.2 Трудового кодекса с 2016 г. будет регулировать порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В свою очередь, ст. 195.3 Трудового кодекса РФ будет определять порядок применения профессиональных стандартов.

До вступления нововведения еще более года, поэтому рассмотрим действующие Правила разработки и использования профессионального стандарта.

Согласно Правилам координирует разработку профессиональных стандартов Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Стоит отметить, что Министерство труда и социальной защиты РФ достаточно быстро разработало ряд нормативных правовых актов, определивших сам процесс создания профессиональных стандартов.

Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта были утверждены Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 апреля 2013 г. N 170н (далее - Методические рекомендации). Как указано в п. 3 Правил, проекты профессиональных стандартов могут разрабатываться объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций. Методические рекомендации были подготовлены с целью оказания практической помощи разработчикам профессиональных стандартов.

Согласно Методическим рекомендациям, разработчики проектов профессиональных стандартов выполняют следующие действия.

1. Организуют проведение анализа:

- российских и международных профессиональных стандартов по схожим видам профессиональной деятельности;

- состояния и перспектив развития соответствующего вида экономической деятельности, группы занятий, к которым относится профессиональный стандарт;

- тарифно-квалификационных характеристик, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, и квалификационных характеристик, содержащихся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих;

- нормативных правовых актов, иных организационно-распорядительных документов, которыми определены требования к квалификации по профессиям, должностям, специальностям, соответствующим данному виду профессиональной деятельности.

2. Направляют в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Министерство) уведомление о разработке проекта профессионального стандарта по рекомендуемому Методическими организациями образцу, организуют разработку и согласование проекта профессионального стандарта. Примерная форма уведомления приведена в Приложении N 1 к Методическим рекомендациям по разработке профессионального стандарта, утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 апреля 2013 г. N 170н.

3. Информируют представителей заинтересованных организаций о состоянии разработки и согласования проекта профессионального стандарта с обязательной публикацией хода работ в сети Интернет и на сайте разработчика.

4. Проводят мониторинг технологий и содержания профессиональной деятельности в целях внесения изменений в профессиональный стандарт.

5. Представляют в Министерство информацию о ходе разработки проектов профессиональных стандартов.

В том случае, если в Министерство попадают уведомления о разработке профессионального стандарта по одному и тому же виду профессиональной деятельности от нескольких разработчиков, им рекомендуется определить ответственную организацию для обеспечения общей координации деятельности разработчиков и выступления в качестве уполномоченного лица.

Проект профессионального стандарта разрабатывается по Макету, утвержденному Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 147н (далее - Макет).

Профессиональный стандарт содержит следующие разделы:

1) разд. I. Общие сведения:

- наименование вида профессиональной деятельности, определяемого разработчиком с учетом Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) и Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ):

- позицию "Код", заполняемую Министерством;

- "Основная цель вида профессиональной деятельности", в которой приводится краткое описание вида профессиональной деятельности;

- "Группа занятий", в которой указывается наименование одной или нескольких базовых групп (xxxx) занятий в соответствии с ОКЗ, соотносимых с обобщенными трудовыми функциями профессионального стандарта. При отсутствии информации в графе ставится прочерк;

- "Отнесение к видам экономической деятельности", в которой указываются код и наименование одного или нескольких видов (xx.xx.xx), подгрупп (xx.xx.x) или групп (xx.xx) экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД, к которым относится данный вид профессиональной деятельности;

2) разд. II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности), содержит описание трудовых функций в форме таблицы, в которой указываются:

- "Обобщенные трудовые функции" - код, наименование обобщенной трудовой функции и уровень квалификации. Код оформляется в виде заглавной буквы латинского алфавита начиная с первой буквы, а уровень квалификации определяется в соответствии с характеристиками, содержащимися в уровнях квалификации в целях подготовки профессиональных стандартов, утверждаемых Министерством (далее - Уровни квалификации);

- "Трудовые функции" - наименования и коды трудовых функций. Код трудовой функции определяется в формате "x/xx.x", где: первый знак - буквенный код обобщенной трудовой функции; два знака через дробь - порядковый номер трудовой функции в перечне трудовых функций соответствующего вида профессиональной деятельности. При этом применяется сквозная нумерация трудовых функций; последний знак через точку - номер уровня квалификации.

Уровень квалификации для каждой трудовой функции определяется в соответствии с характеристиками, содержащимися в Уровнях квалификации. Если трудовые функции, выделяемые в обобщенной трудовой функции, относятся к нескольким уровням квалификации, то трудовой функции, относящейся к наименьшему уровню квалификации, присваивается номер 01.

Единые требования к квалификации работников, установленные Уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики конкретных трудовых функций. В этом случае разработчик профессионального стандарта может ввести подуровни квалификации, фиксируемые в формате: x.x, где первый знак обозначает уровень квалификации, а второй знак через точку - подуровень квалификации, указываемый от наименьшего к наивысшему. Пример: 6.1 - первый подуровень шестого уровня квалификации;

3) разд. III. Характеристика обобщенных трудовых функций - содержит описание обобщенных трудовых функций и трудовых функций, входящих в их состав:

п. 3.1 включает:

- наименование и код обобщенной трудовой функции, а также уровень квалификации, к которому она относится. Эти данные должны быть идентичны данным графы "Обобщенные трудовые функции" разд. II "Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)";

- происхождение обобщенной трудовой функции - если обобщенная трудовая функция впервые представлена в профессиональных стандартах, утверждаемых Министерством, делается отметка "x" в позиции "оригинал", если она заимствована из другого профессионального стандарта, в позиции "Код оригинала" указывается ее уникальный код, содержащийся в профессиональном стандарте - первоисточнике, в позиции "Регистрационный номер профессионального стандарта" указывается регистрационный номер профессионального стандарта - первоисточника;

- возможные наименования должностей - примеры наименования должностей работников, выполняющих данную обобщенную трудовую функцию;

- требования к образованию и обучению - требования к уровню общего и (или) профессионального образования, направленности основных и (или) дополнительных программ профессионального образования и (или) основных программ профессионального обучения. При отсутствии требований в соответствующей позиции ставится прочерк;

- требования к опыту практической работы - характер и продолжительность такого опыта. При отсутствии таких требований в соответствующей позиции ставится прочерк;

- особые условия допуска к работе - требования к половозрастным характеристикам работников, выполняющих данную обобщенную трудовую функцию, наличие специального права в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, необходимого для выполнения работы, а также ссылки на документы, содержащие эти требования. При отсутствии требований в соответствующей позиции ставится прочерк;

- дополнительные характеристики обобщенных трудовых функций, содержащие:

код базовой группы (xxxx) и ее наименование в соответствии с ОКЗ. При отсутствии информации ставится прочерк;

наименования должностей или профессий в соответствии с ЕКС и ЕТКС. При отсутствии информации ставится прочерк;

код и наименование одной или нескольких специальностей/профессий, освоение которых обеспечивает выполнение обобщенной трудовой функции. При отсутствии информации ставится прочерк;

п. 3.1.1 включает:

- наименование и код трудовой функции, а также уровень (подуровень) квалификации, к которому она относится. Эти данные должны быть идентичны данным графы "Трудовые функции" разд. II. "Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)";

- происхождение трудовой функции. Если трудовая функция впервые представлена в профессиональных стандартах, утверждаемых Министерством, делается отметка "x" в позиции "оригинал". Если трудовая функция заимствована из другого профессионального стандарта, в позиции "Код оригинала" указывается ее код, содержащийся в профессиональном стандарте - первоисточнике, в позиции "Регистрационный номер профессионального стандарта" указывается регистрационный номер профессионального стандарта - первоисточника;

- позицию "Трудовые действия" - перечень основных трудовых действий, обеспечивающих выполнение трудовой функции;

- позиции "Необходимые умения" и "Необходимые знания" - умения и знания, обеспечивающие выполнение всех трудовых действий;

- позицию "Другие характеристики", в которой указывается наличие факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника, а также другие значимые по решению разработчика характеристики трудовой функции, например специфика средств труда или предметов труда, конкретизация ответственности.

В п. п. 3.1 - 3.1.1 Макета последовательно описываются все обобщенные трудовые функции, составляющие вид профессиональной деятельности;

4) разд. IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта - содержит информацию об ответственной организации и организациях - разработчиках профессионального стандарта.

При подготовке проекта профессионального стандарта:

1) при наименовании профессионального стандарта приводится обобщенное название профессионального стандарта, выраженное существительным в именительном падеже;

2) регистрационный номер заполняется Министерством при утверждении профессионального стандарта в установленном порядке.

Разработчик проекта профессионального стандарта организует обсуждение проекта профессионального стандарта с заинтересованными организациями путем:

- размещения проекта профессионального стандарта на сайте разработчика проекта профессионального стандарта и сайтах участников его разработки;

- организации специальных форумов в сети Интернет;

- проведения конференций, круглых столов, семинаров и других публичных мероприятий;

- размещения информации о ходе разработки профессионального стандарта в средствах массовой информации.

Разработчик профессионального стандарта представляет на бумажном (в трех экземплярах) и электронном носителях в Министерство комплект документов, включающий проект профессионального стандарта и пояснительную записку к нему.

Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта включает:

разд. 1 "Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций", содержащий:

- информацию о перспективах развития вида профессиональной деятельности;

- описание обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности, и обоснование их отнесения к конкретным уровням квалификации;

- описание состава трудовых функций и обоснование их отнесения к конкретным уровням (подуровням) квалификации;

разд. 2 "Основные этапы разработки проекта профессионального стандарта", содержащий:

- информацию об организациях, на базе которых проводились исследования, и обоснование выбора этих организаций. Перечень организаций, сведения об уполномоченных лицах, участвовавших в разработке проекта профессионального стандарта, представляется по следующей форме:

 

Приложение N

к пояснительной записке 

Сведения об организациях, привлеченных к разработке и согласованию проекта профессионального стандарта

 

N п/п

Организация

Должность уполномоченного лица

Ф.И.О. уполномоченного лица

Подпись уполномоченного лица

Разработка проекта профессионального стандарта

 

 

 

 

 

Согласование проекта профессионального стандарта

 

 

 

 

 

- описание требований к экспертам (квалификация, категории, количество), привлекаемым к разработке проекта профессионального стандарта, и описание использованных методов;

- общие сведения о нормативных правовых документах, регулирующих вид профессиональной деятельности, для которого разработан проект профессионального стандарта (приводится список нормативных правовых документов с указанием их реквизитов, конкретных статей и пунктов). При отсутствии таких документов делается запись: "Нормативные правовые документы, регулирующие вид профессиональной деятельности (обобщенную трудовую функцию), отсутствуют";

разд. 3 "Обсуждение проекта профессионального стандарта", в котором приводится информация о порядке обсуждения, указывается количество задействованных в разработке профессионального стандарта организаций и экспертов, приводятся обобщенные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта:

- сводные данные об организациях и экспертах, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта по следующей форме:

 

Таблица приложения N 2  

Сведения об организациях и экспертах, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта 

Мероприятие

Дата проведения

Организации

Участники

Должность

Ф.И.О.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта к пояснительной записке выглядят следующим образом: 

Таблица приложения N 3 

Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта 

N п/п

Ф.И.О. эксперта

Организация, должность

Замечание, предложение

Принято, отклонено, частично принято (с обоснованием принятия или отклонения)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

разд. 4 "Согласование проекта профессионального стандарта" - формируется при наличии в проекте профессионального стандарта трудовых функций, особо регулируемых законодательством. В этом случае указываются нормативные основания для проведения согласования.

К пояснительной записке может прикладываться иная, значимая, по мнению разработчика проекта профессионального стандарта, информация. Она подписывается полномочным представителем разработчика проекта профессионального стандарта с указанием его должности, наименования организации и даты подписания. Подпись заверяется печатью организации.

При разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников применяются Уровни квалификации, которые утверждены Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 148н. Единые требования к квалификации работников, установленные Уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности. Описание уровней квалификации приведены ниже. 

Уровень

Показатели уровней квалификации

Основные пути достижения уровня квалификации

Полномочия и ответственность

Характер умений

Характер знаний

1 уровень

Деятельность под руководством.

Индивидуальная ответственность

Выполнение стандартных заданий обычно (физический труд)

Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний

Краткосрочное обучение или инструктаж.

Практический опыт

2 уровень

Деятельность под руководством с элементами самостоятельности при выполнении знакомых заданий.

Индивидуальная ответственность

Выполнение стандартных заданий.

Выбор способа действия по инструкции.

Корректировка действий с учетом условий их выполнения

Применение специальных знаний

Основные программы профессионального обучения программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих (как правило, не менее 2 месяцев).

Практический опыт

3 уровень

Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач.

Планирование собственной деятельности исходя из поставленной руководителем задачи.

Индивидуальная ответственность

Решение типовых практических задач.

Выбор способа действия на основе знаний и практического опыта.

Корректировка действий с учетом условий их выполнения

Понимание технологических или методических основ решения типовых практических задач.

Применение специальных знаний

Основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих (до одного года).

Практический опыт

4 уровень

Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач, требующих анализа ситуации и ее изменений.

Планирование собственной деятельности и/или деятельности группы работников исходя из поставленных задач.

Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников

Решение различных типов практических задач.

Выбор способа действия из известных на основе знаний и практического опыта.

Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности

Понимание научно-технических или методических основ решения практических задач.

Применение специальных знаний.

Самостоятельная работа с информацией

Образовательные программы среднего профессионального образования.

Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

Практический опыт

5 уровень

Самостоятельная деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений.

Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделения.

Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделения

Решение различных типов практических задач с элементами проектирования.

Выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации.

Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности

Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач

Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

Дополнительные профессиональные программы.

Практический опыт

6 уровень

Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели.

Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений.

Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации

Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений

Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе инновационных.

Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации

Образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата.

Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена.

Дополнительные профессиональные программы.

Практический опыт

7 уровень

Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений.

Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений

Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных.

Разработка новых методов, технологий.

Понимание методологических основ профессиональной деятельности.

Создание новых знаний прикладного характера в определенной области.

Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и/или организации

Образовательные программы высшего образования - программы магистратуры или специалитета.

Дополнительные профессиональные программы.

Практический опыт

8 уровень

Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения на уровне крупных организаций.

Ответственность за результаты деятельности крупных организаций и (или) отрасли

Решение задач исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности процессов

Создание новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера.

Оценка и отбор информации, необходимой для развития области деятельности

Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры - стажировки.

Образовательные программы высшего образования - программы магистратуры или специалитета.

Дополнительные профессиональные программы.

Практический опыт

9 уровень

Определение стратегии, управление большими техническими системами, социальными и экономическими процессами.

Значительный вклад в определенную область деятельности.

Ответственность за результаты деятельности на национальном или международном уровнях

Решение задач методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности процессов

Создание новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотраслевого характера

Программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры - стажировки.

Дополнительные профессиональные программы.

Практический опыт

 

В соответствии с п. 7 Правил разработка проектов профессиональных стандартов за счет собственных средств осуществляется разработчиками в инициативном порядке, а за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с утверждаемым Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации перечнем профессиональных стандартов, сформированным с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.

Министерство труда и социальной защиты РФ отклоняет проект профессионального стандарта, если разработчиком представлен неполный комплект документов, предусмотренных п. 10 настоящих Правил, а также если этот проект не соответствует Методическим рекомендациям. В течение 10 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта оно информирует разработчика об отклонении проекта профессионального стандарта или о принятии его к рассмотрению.

Проект профессионального стандарта размещается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации на официальном сайте (www.regulation.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в течение 10 календарных дней со дня его поступления для проведения общественного обсуждения. Информация о размещении проекта профессионального стандарта для проведения общественного обсуждения направляется координаторам сторон, представляющих общероссийские объединения профессиональных союзов и общероссийские объединения работодателей, в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, а также в государственные компании и государственные корпорации, образованные в соответствии с федеральными законами. Срок общественного обсуждения составляет 15 календарных дней со дня размещения проекта профессионального стандарта.

Одновременно проект профессионального стандарта направляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, который направляет в течение 15 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации свои замечания и предложения.

Информация о результатах общественного обсуждения проекта профессионального стандарта и его рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, направляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработчику в течение 7 календарных дней со дня поступления в Министерство такой информации.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации на основании экспертного заключения Национального совета в течение 7 календарных дней со дня его получения принимает решение об утверждении проекта профессионального стандарта либо отклонении проекта профессионального стандарта и информирует разработчика о принятом решении.

Сведения о профессиональном стандарте вносятся в реестр профессиональных стандартов, создание и ведение которого осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в установленном им порядке. Внесение изменений в профессиональные стандарты осуществляется в порядке, предусмотренном для их разработки и утверждения.

Информация об утвержденных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации профессиональных стандартах и внесенных в них изменениях направляется в Министерство образования и науки Российской Федерации в течение 10 дней со дня их вступления в силу для учета при формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Профессиональные стандарты применяются:

а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;

в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

В Методических рекомендациях в качестве примера приведен Профессиональный стандарт специалиста по информационным системам. Институтом профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (НП "ИПБ России") разработан Профессиональный стандарт бухгалтера, который утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 декабря 2014 г. N 1061н и вступил в силу с 7 февраля 2015 г.

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑