Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 350-84-16
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

03.10.2020

Цель законопроекта - установление прожиточного минимума федеральном уровне с учетом медианного дохода, а минимального размера оплаты труда - с учетом медианной заработной платы. Кроме того, законопроектом предлагается обеспечить условие, что минимальный размер оплаты труда не должен быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения на очередной год.

подробнее
30.09.2020

Цель законопроекта - повышение эффективности реализации базовой программы обязательного медицинского страхования, а также обеспечение доступности медицинской помощи. Законопроект наделяет ФФОМС отдельными полномочиями страховщика в части организации оказания и оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам федеральными медицинскими организациями.

подробнее
28.09.2020

Цель законопроекта - приведения отдельных положений Закона Российской Федерации "О занятости населения в РФ" в соответствие с нормами Трудового кодекса РФ в сфере выплат в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации.

подробнее

Проект федерального закона № 1021402-7 "О внесении изменений в статьи 59 и 332 Трудового кодекса Российской Федерации"

Дата размещения новости: 15.09.2020

Представленный законопроект подготовлен в связи со следующими обстоятельствами.

Согласно ч. 1 ст. 332 Трудового кодекса РФ, регулирующей  вопросы заключения и прекращения трудового договора с работниками организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, трудовые договоры на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора.

Однако в силу ряда обстоятельств, многие из которых являются следствием перехода на модель эффективных контрактов с работниками бюджетной сферы, в настоящее время большинство образовательных организаций высшего образования не заинтересованы в заключении бессрочных или длительных трудовых договоров с педагогическими работниками.

В последние годы в вузовской среде сложилась устойчивая практика заключения срочных трудовых договоров с педагогическими работниками на 1 год (по основному месту работы). Причем происходит это не по желанию работников, а по воле работодателей, устанавливающих внутренние «негласные» правила о невозможности заключения трудовых договоров на неопределенный или длительный срок. Более того, сейчас наблюдается и опасная тенденция необоснованного, принудительного перевода преподавателей, работающих в вузе на постоянной основе по срочному трудовому договору, на модель гражданско-правового оформления  трудовых отношений – так называемую «почасовку» (договор на выполнение учебной работы на условиях почасовой оплаты), что зачастую вообще лишает  педагога постоянного места работы.

Анализируя сложившуюся ситуацию, специалисты в области трудового права обращают внимание на особенность правовой природы трудового договора. Его стороны – работодатель и работник – не находятся в положении равенства, что вытекает из сути данной договорной связи, определенной положениями ст. 56 Трудового кодекса РФ. В результате этого работник – всегда более слабая сторона договорных трудовых отношений. На практике преподаватель вуза практически не имеет возможности реализовать альтернативные положения ч. 1 ст. 332 Трудового кодекса РФ,  заключив трудовой договор на длительный или бессрочный период.

Согласно ч. 10 ст. 332 Трудового кодекса РФ в целях подтверждения соответствия работника занимаемой им должности педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу (за исключением работников, трудовой договор с которыми заключен на определенный срок), один раз в пять лет проводится аттестация. Однако в проведении аттестации нет необходимости, если с профессорско-преподавательским составом вузов заключены годовые трудовые договоры. Эта также одна из причин не заключать трудовые договоры с данной категорией работников на неопределенный срок, ведь доказать несоответствие занимаемой должности по результатам аттестации гораздо сложнее, чем просто уволить данного работника по мотиву истечения срока трудового договора. Фактически краткосрочный контракт выступает в некоторых случаях удобным инструментом скорого разрешения противоречий, возникающих между преподавателем и администрацией.

На практике  получается, что самыми «нестабильными работниками» в вузах являются именно те, без которых невозможен образовательный процесс. В то же время, например, сотрудники бухгалтерии, водители, административно-управленческий и технический персонал  принимаются на работу на неопределенный срок.

Практика навязывания педагогическим работникам вузов краткосрочных трудовых контрактов свидетельствует о нарушении трудовых прав и законных интересов педагогических работников. Так, Международная организация труда относит срочные трудовые договоры к понятию «неустойчивая занятость» и связывает данное явление со значительным снижением социальных гарантий работников. Трудовые отношения краткосрочного характера не позволяют работнику полноценно реализовывать долгосрочные векторы своей жизненной траектории, связанные с социальным, профессиональным, семейным статусом. Кроме того, он существенно ограничен в своих правах в финансовой сфере, в частности, в отношениях по получению различного рода кредитов и займов, ипотечному жилищному кредитованию.

Следует также отметить, что данные обстоятельства являются  одной из причин массового оттока  молодых преподавателей из сферы высшего образования. Отсутствие ясного понимания молодым специалистом перспектив трудовых отношений, ограниченных «годовым» контрактом, в совокупности с жесткими требованиями системы эффективных контрактов, не способствуют повышению престижа педагогической профессии.

Создавшаяся ситуация негативно воспринимается педагогическими работниками, является источником социального напряжения, отрицательно отражается на моральном климате в коллективе, что в свою очередь снижает качество работы педагогов, а, в конечном счете, – уровень профессиональной подготовки студентов – будущих специалистов. 

С учетом изложенного законопроектом предлагается внести изменения в соответствующие статьи Трудового кодекса РФ. Так, в частности, часть 1 статьи 332 предлагается изложить в новой редакции, предусматривающей заключение трудовых договоров с педагогами, по общему правилу, на неопределенный срок, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами, на срок, определенный сторонами трудового договора, но не менее трех лет. В связи с этим необходимо скорректировать положения статьи 59, установив, что по соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться с лицами, избранными по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, за исключением лиц, указанных в части 1 статьи 332 настоящего Кодекса. Кроме того, с целью установления дополнительных гарантии трудовых прав преподавателей необходимо закрепить в статье 332 положения о том, что при избрании педагогического работника по конкурсу на замещение ранее занимаемой им по срочному трудовому договору должности (либо его переводе на должность в результате избрания), новый трудовой договор может не заключаться и действие срочного трудового договора продлевается по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на неопределенный срок.

Предлагаемые изменения будут способствовать устранению необоснованной практики заключения краткосрочных трудовых договоров с педагогическими работниками, относящимися к профессорско-преподавательскому составу, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ.

Вернуться на предыдущую страницу

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2020. Все права защищены
↑