Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 350-84-16
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

12.01.2021

В соответствии со ст. 75 Конституцией РФ (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) гарантируется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом. Цель законопроекта состоит в регламентировании дополнительной индексации социальных пенсий, страховых пенсий и фиксированной выплаты к страховой пенсии.

подробнее
01.01.2021

Указанным законом внесены поправки в Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", предусматривающие его увеличение с 1 января 2021 года до 12 792 рублей в месяц. Помимо этого, установлены новые требования к порядку определения МРОТ.

подробнее
29.12.2020

Внесенный в Государственную Думу фракцией КПРФ законопроект разработан с целью улучшения материального положения граждан указанной категории. Законопроектом предусматривается ряд социальных льгот для лиц, рожденных в период с 22 июня 1928 г. по 3 сентября 1945 г, в том числе ежемесячную денежную выплату в размере 5000 рублей.

подробнее

Проект федерального закона № 1059864-7 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации"

Дата размещения новости: 20.11.2020

Законопроект внесен в Государственную Думу депутатами В.И. Кашиным, Н.В. Арефьевым, Н.В. Коломейцевым, В.С. Шурчановым.

Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, в связи с объявленным в России карантином по пандемии кронавируса начиная с апреля месяца была приостановлена деятельность многочисленных организаций и индивидуальных предпринимателей. Гражданам и работодателям были объявлены меры государственной поддержки в связи с утратой доходов.

Однако в большинстве регионов самозанятые граждане получили возможность регистрироваться только с января 2020 года и, следовательно, не могут рассчитывать на меры государственной поддержки. Лица, вынужденно прекратившие деятельность и снятые с налогового учета, как индивидуальные предприниматели, а также самозанятые граждане будут получать пособие по безработице в размере около 1500 рублей в месяц.

В этой связи предлагается самозанятых граждан, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без наемных работников, прекративших деятельность, а также  принявших решение о снятии с регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности в связи с принятием уполномоченным на то органом государственной власти нормативного правового акта, временно запрещающего деятельность самозанятых граждан и индивидуальных предпринимателей всех или отдельных видов деятельности в условиях особых правовых режимов, признавать безработными с выплатой пособия в размере, не менее минимального размера оплаты труда.

Согласно части 3 статье 3 и статье 2 закона о занятости безработными не могут быть признаны, в частности, граждане, работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы.

Таким образом, наличие заключенного трудового договора влечет невозможность признания гражданина безработным.

В силу положений статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель, как сторона по трудовому договору, обязан предоставлять работнику работу, обусловленную трудовым договором и выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату.

Указами Президента РФ от 25 марта 2020 г. №206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" и от 2 апреля 2020 г. №239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой короновирусной инфекции (COVID-19)" установлены не рабочие дни с 30 марта по 30 апреля 2020 г.  с сохранением заработной платы.

В ряде субъектов Российской Федерации введен режим повышенной готовности (см., например Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. №12-УМ "О введении режима повышенной готовности", Распоряжение председателя правительства Пермского края от 14 марта 2020 г. №5-ипп "О введении для органов управления и сил территориальной подсистемы РСЧС Пермского края режима функционирования "ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ").

Кроме того, в настоящее время в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации приняты и действуют акты органов государственной власти, временно запрещающие деятельность всех или определенных организаций (индивидуальных предпринимателей) (см., например Указ Мэра Москвы от 29.03.2020 №34-УМ, указ Мэра Москвы от 02.04.2020 №36-УМ, Указ Губернатора Пермского края от 29 марта 2020 г. №23 "О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае")

Принятие вышеприведенных актов привело к тому, что, во-первых, организации (ИП) лишились возможности предоставить своим работникам работу, обусловленную их трудовой функцией (например, в связи с невозможностью выполнения работы в удаленном режиме вне места нахождения работодателя), при этом обязанности по выплате заработной платы сохранились, а во-вторых, ряд организаций (индивидуальных предпринимателей) приостановили деятельность, что, как следствие, привело к существенному падению, а в ряде случаев и к полному прекращению поступления выручки.

В силу положений Закона о занятости граждане, не обеспеченные работой со стороны своего работодателя не признаются безработными, так как находятся в трудовых отношениях со своим работодателем (имеют заключенный трудовой договор).

Вместе с тем, существенное падение (отсутствие) выручки привело к задержкам (невыплатам) заработной платы со стороны работодателей.

Принятие в целях недопущения задержек (невыплаты) заработной платы программа предоставления беспроцентных целевых кредитов организациям (ИП) на практике продемонстрировала свою не высокую эффективность. В адрес бизнес-объединений поступают обращения от субъектов предпринимательской деятельности, в которых говорится о получении отказов со стороны банков о выдаче кредитов, о невысоких (фактически ограниченных размером МРОТ на одного работника) суммах предоставляемых кредитов. Отмечено, что размер МРОТ не достаточен для выплат, причитающихся работникам заработных плат, а также уплаты НДФЛ.

В этой связи предлагается законодательно установить отдельную категорию безработных – "вынужденно безработный", под которым будут пониматься граждане, не обеспеченные работой по установленной трудовым договором трудовой функцией со стороны своего работодателя ввиду принятия уполномоченным на то органом государственной власти акта, временно запрещающего деятельность такого работодателя в условиях введенного режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, или другого особого правового режима.

"Вынужденно безработным" гражданам должно выплачиваться пособие в порядке и размере, определяемом Правительством Российской Федерации, но не менее средней месячной заработной платы такого гражданина и не ниже размера МРОТ.

Выплата пособия должна производиться непосредственно работникам за счет средств бюджета за период с даты, установленного запрета на деятельность такого работодателя и до момента снятия такого запрета.

Условиями для получения такого пособия должны быть, как минимум, следующие:

  • распространение запрета на деятельность работодателя;
  • наличие трудового договора, заключенного с работодателем, деятельность которого попала под запрет, не менее чем за месяц до даты установления такого запрета.

Исчисление размера средней месячной заработной платы должно производиться на основании сведений, предоставленных налоговыми органами.

Трудовой договор с "вынужденно безработным" должен оставаться не расторгнутым на период действия временного запрета деятельности работодателя такого "вынужденно безработного" гражданина. В случае расторжения трудового договора, по инициативе гражданина, статус "вынужденного безработного" утрачивается.

По окончании действия временного запрета деятельности работодателя работник утрачивает статус "вынужденного безработного" и право на получение пособия.

При этом с работодателя "вынужденного безработного" должна быть снята обязанность по выплате заработной платы работнику, находящемуся в статусе "вынужденного безработного" за период нахождения его в таком статусе, но при этом наложена обязанность не расторгать по своей инициативе трудовой договор с "вынужденно безработным".

Процедура постановки на учет в качестве "вынужденного безработного" должна быть максимально упрощена и происходить в максимально короткий срок.

Описанная мера поддержки вносит ясную и понятную процедуру оказания помощи как работникам, так и работодателям от возможных негативных последствий, связанных с задержкой (невыплатой) заработной платы в связи с временным запретом на деятельность. Кроме того, описанная мера поможет сохранить организации, попавшие в сложную финансовую ситуацию в связи с принятыми мерами, направленными на борьбу с коронавирусом.

Вернуться на предыдущую страницу

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2021. Все права защищены
↑