Все о трудовом праве

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

28.12.2021

Целью законопроекта является ликвидация внутренних противоречий, в Трудовом кодексе РФ, выявившихся в его правоприменительной практике, защита трудовых прав работников, а также содействие росту эффективности труда.

подробнее
25.12.2021

Законопроектом предлагается, путем внесения изменений в Закон о занятости, унифицировать подход к признанию занятыми граждан, обучающихся по очно-заочной форме обучениями, обеспечив единообразное толкование и практику применения законодательства о занятости.

подробнее
23.12.2021

Целью законопроекта является установить дополнительную возможность направления заявления гражданами РФ и гражданами государств-членов ЕАЭС о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Виды конфликтов интересов, возникающих в ходе деятельности государственной медицинской организации (Записная Т.В.)

Виды конфликтов интересов, возникающих в ходе деятельности государственной медицинской организации (Записная Т.В.)

Дата размещения статьи: 11.03.2021

Виды конфликтов интересов, возникающих в ходе деятельности государственной медицинской организации (Записная Т.В.)

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <1> (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) устанавливает обязанность организаций независимо от формы собственности применять меры по предупреждению коррупции. В статье 13.3 данного Закона перечислен перечень мер, направленных на предупреждение коррупции, где среди прочего указано на необходимость принятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Указанный перечень мер составляет основу антикоррупционного комплаенс-контроля организации. Минтруд России рекомендует организациям при реализации антикоррупционного комплаенс-контроля разработать отдельное положение о регулировании конфликта интересов и утвердить его либо в качестве приложения к антикоррупционной политике организации, либо в качестве отдельного локального нормативного акта, а также указывает на элементы, которые должны включаться в такой нормативный акт. Для того чтобы система мер по предотвращению, выявлению и урегулированию конфликта интересов являлась действенной, необходимо четко представлять, какие виды конфликтов интересов могут встречаться в медицинской организации. Опираясь на это знание, медицинской организации необходимо четко очертить круг лиц, обязанных принимать меры по предотвращению конфликта интересов, определить принципы раскрытия и урегулирования конфликта интересов в медицинской организации, прописать порядок действий при раскрытии конфликта интересов, рассмотрении деклараций и урегулировании конфликта интересов.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (ред. от 24.04.2020) // СПС "КонсультантПлюс".

Базовое понятие конфликта интересов закреплено в ст. 10 Федерального закона N 273-ФЗ. Следует согласиться с мнением Р.В. Петухова и И.Е. Кабанова, что эта дефиниция обладает достаточной степенью универсальности, требуемой для применения определяемого термина в смежных отраслях законодательства <2>. Однако законодатель не согласен с таким подходом, раз закрепил определение конфликта интересов еще в ряде законов, обосновывая данное действие спецификой регулируемых областей. Минтруд отмечает, что и понимание конфликта интересов, и механизмы его регулирования в разных видах деятельности могут существенно различаться <3>. С данным замечанием можно согласиться отчасти. Действительно, в зависимости от сферы применения института конфликта интересов будет различаться круг субъектов, обязанных применять меры по предотвращению конфликта интересов, а также механизм урегулирования конфликта интересов. С учетом сфер деятельности организации будут определяться коррупционные риски, а значит, и ситуации, в которых конфликт интересов способен проявиться. Однако само понимание конфликта интересов как ситуации, когда личная материальная заинтересованность может возобладать над общественными интересами, неизменно. В такой ситуации у работника есть внутренняя дилемма, как поступить: исполнить свой долг или обогатиться за счет ресурса занимаемой должности.
--------------------------------
<2> Петухов Р.В., Кабанова И.Е. К вопросу о понятии "конфликт интересов" в публичном праве // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2018. N 1. С. 23 - 26.
<3> Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции // Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте: URL: http://www.rosmintrud.ru (по состоянию на 19.12.2018).

Статья 10 Федерального закона N 273-ФЗ в части определения перечня лиц, обязанных предпринимать меры по урегулированию конфликта интересов, является открытой. Введя в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <4> (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) ст. 75, законодатель тем самым указал, что медицинские работники также относятся к субъектам, обязанным предпринимать меры по урегулированию конфликта интересов.
--------------------------------
<4> Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) // СПС "КонсультантПлюс".

Федеральный закон N 323-ФЗ в ст. 75 содержит определение конфликта интересов при осуществлении медицинской и фармацевтической деятельности, а также при разработке и рассмотрении клинических рекомендаций <5>. Данное определение четко очерчивает круг субъектов, на которых оно распространяется: медицинские работники, фармацевтические работники, член медицинской профессиональной некоммерческой организации, участвующий в разработке клинических рекомендаций, член научно-практического совета. П.Г. Габай, Р.Ю. Карапетян указывают, что в контексте Федерального закона N 323-ФЗ конфликтом интересов признается исключительно та ситуация, при которой данный конфликт возникает у медицинского работника при взаимодействии только с представителями различного рода компаний <6>. К перечню таких организаций они относят занимающиеся разработкой, производством и (или) реализацией лекарственных препаратов; занимающиеся разработкой, производством и (или) реализацией медицинских изделий; обладающие правами на использование торгового наименования лекарственного препарата; организации оптовой торговли лекарственными средствами; аптечные организации.
--------------------------------
<5> Там же.
<6> Габай П.Г., Карапетян Р.Ю. Конфликт интересов в сфере здравоохранения // Медицинское право. 2017. N 6. С. 10 - 16.

В основе конфликта интересов всегда лежит личная заинтересованность. Федеральный закон N 323-ФЗ не разъясняет содержание личной заинтересованности в контексте ст. 75. Суды истолковали личную заинтересованность как ситуацию, когда медицинский работник заинтересован не в оказании качественной медицинской помощи, а в получении прибыли от пациента <7>. На наш взгляд, не стоит увязывать качество оказания медицинской помощи с вероятным личным интересом в получении дополнительного дохода. Возможность получения дополнительного дохода тесно взаимосвязана с так называемой проблемой гипердиагностики, когда врач назначает ненужные дополнительные исследования. В случаях, когда такие исследования оплачиваются в рамках ОМС, идет напрасное расходование денежных средств государственных фондов. Если такие исследования оплачивает сам пациент, то в этом случае потенциально может иметь место заинтересованность в навязывании платных услуг. Однако в большинстве случаев это не связано с качеством оказываемой медицинской помощи, так как подобные исследования назначаются в дополнение к стандартному протоколу лечения.
--------------------------------
<7> Решение Королевского городского суда Московской области от 29 января 2018 г. по делу N 12-30/2018(12-330/17). URL: https://online3.consultant.ru.

В другом судебном акте суд поясняет, что суть конфликта интересов заключается в том, что медицинский или фармацевтический работник может иметь заинтересованность в противоречии с интересами пациента и, реализуя эту заинтересованность, мотивировать пациента нести какие-либо расходы на проведение платных медицинских услуг, на приобретение лекарственных средств и др. <8>.
--------------------------------
<8> Решение Ленинского районного суда города Саратова от 16 февраля 2017 г. по делу N 12-33/2017 (12-434/16). URL: https://online3.consultant.ru.

Помимо медицинских работников, в государственных и муниципальных медицинских организациях работают иные сотрудники, на которых положения ст. 75 Федерального закона N 323-ФЗ распространяться не будут.
Сотрудники медицинских организаций, помимо осуществления медицинской деятельности, могут исполнять ряд административно-управленческих функций. Речь идет в данном случае о должностных лицах медицинского учреждения. Должны ли они в такой ситуации задумываться о наличии в их деятельности конфликта интересов? Для того чтобы ответить на данный вопрос, необходимо учитывать следующее.
Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах здравоохранения создает некоммерческую организацию в форме бюджетного учреждения. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) содержит ст. 27 "Конфликт интересов" <9>. Согласно данному закону лицами, у которых может возникнуть конфликт интересов, являются руководитель и его заместители, лица, входящие в состав органов управления некоммерческой организацией или органов надзора за ее деятельностью. Статья 27 также указывает случаи и условия возникновения заинтересованности, ведущей к конфликту интересов. Понятие конфликта интересов в контексте ст. 27 Федерального закона N 7-ФЗ ближе к понятию сделки с заинтересованностью, определение которой содержится в ст. 81 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" <10>, чем к конфликту интересов в антикоррупционном законодательстве.
--------------------------------
<9> Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ред. от 08.06.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2020) // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.
<10> Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об акционерных обществах" // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1.

Федеральное медико-биологическое агентство России своим Приказом <11> распространило на руководителей, заместителей руководителя и главных бухгалтеров учреждений здравоохранения, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед ФМБА, ограничения, запреты и обязанности, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. N 568 <12>. Таким образом, руководитель, заместители руководителя и главный бухгалтер указанных организаций в числе прочего обязаны принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и урегулированию возникшего конфликта интересов. В данном случае будет использоваться понятие конфликта интересов, закрепленное в ст. 10 Федерального закона N 273-ФЗ.
--------------------------------
<11> Приказ ФМБА России от 24 декабря 2015 г. N 267 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 25.01.2016.
<12> Постановление Правительства РФ от 5 июля 2013 г. N 568 "О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции" (ред. от 15 февраля 2017 года) // СЗ РФ. 2013. N 28. Ст. 3833.

Конфликт интересов может иметь место при осуществлении государственных и муниципальных закупок. Возможными участниками конфликта интересов со стороны заказчика медицинской организации могут быть руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий. В данном случае будут применяться нормы о конфликте интересов, предусмотренные Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <13> (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ). Следует учесть также, что Верховный Суд Российской Федерации расширил круг субъектов конфликта интересов со стороны заказчика, указав, что конфликт интересов может иметь место не только в отношении руководителей, указанных в п. 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ, но и в отношении должностных лиц (в частности, их заместителей), непосредственно участвующих в осуществлении закупки, полномочия которых являются тождественными по функциональным обязанностям полномочиям руководителя, позволяют влиять на процедуру закупки и результат ее проведения <14>.
--------------------------------
<13> Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) // СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1652.
<14> Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении п. 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2017. N 2. Февраль.

При разработке комплекса антикоррупционного комплаенс-контроля в медицинской организации следует особо обратить внимание на правовые последствия нарушения требований в части соблюдения положений о конфликте интересов. Невыполнение медицинским работником требований информировать о возникновении конфликта интересов руководителя медицинской организации в письменной форме является основанием для привлечения такого медицинского работника к административной ответственности по ст. 6.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <15>.
--------------------------------
<15> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (ред. от 15.10.2020, с изм. от 16.10.2020) // СПС "КонсультантПлюс".

Несоблюдение требований о конфликте интересов, предусмотренных ст. 27 Федерального закона N 7-ФЗ, влечет наступление гражданско-правовой ответственности. Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность и которая совершена с нарушением требований ст. 27, может быть признана судом недействительной, а заинтересованное лицо несет перед некоммерческой организацией ответственность в размере убытков, причиненных им этой некоммерческой организации.
Относительно конфликта интересов, возникающего в рамках контрактной системы, следует учитывать следующее. Конструкция Федерального закона N 44-ФЗ не предусматривает обязанности заказчика предпринимать какие-либо действия по урегулированию конфликта интересов, обязанность его декларирования лежит на участниках закупок. Такая обязанность может возникнуть у заказчика в силу положений ст. 10 Федерального закона N 273-ФЗ, но только если на него эти положения распространяются.
В 2012 г. в Трудовом кодексе Российской Федерации <16> (далее - ТК РФ) появился п. 7.1 ст. 81, позволяющий увольнять работников за непринятие ими мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Минтруд разъяснил, что применять п. 7.1 ст. 81 ТК РФ возможно только к работникам определенных категорий организаций, указанных в ст. 349.1 и 349.2 ТК РФ. Таким образом, уволить медицинского работника по п. 7.1 ст. 81 ТК РФ можно только в том случае, если на него было распространено действие ст. ст. 10 и 11 Федерального закона N 273-ФЗ.
--------------------------------
<16> Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2020) // СПС "КонсультантПлюс".

Однако имеет место судебная практика и с иным подходом. Заведующий патологоанатомическим отделением - врач-патологоанатом П. был уволен как раз на основании п. 7.1 ст. 81 ТК РФ. Конфликтом интересов была признана ситуация предоставления П. на безвозмездной основе помещения траурного зала патологоанатомического отделения двум похоронным организациям - ИП ГН (своей жене) и ИП АА <17>. П. не был согласен с увольнением, его позиция основывалась на том, что он не мог быть уволен по указанному основанию, поскольку не является субъектом конфликта интересов. Суд счел данную позицию ошибочной. Данный вывод суда базируется на следующем. Статья 10 Федерального закона N 273-ФЗ позволяет возлагать обязанность по урегулированию конфликта интересов на иных лиц в случаях, предусмотренных конфликтом интересов. Федеральный закон N 323-ФЗ содержит положения, касающиеся урегулирования конфликта интересов медицинскими работниками. Таким образом, медицинские работники являются субъектами, обязанными предпринимать меры по урегулированию конфликта интересов, а значит, к ним может применяться п. 7.1 ст. 81 ТК РФ. На мой взгляд, такая позиция не совсем верна. Федеральный закон N 323-ФЗ не распространяет на медицинских работников положения ст. 10 Федерального закона N 273-ФЗ. Указанный закон определяет определенную специфичную ситуацию как конфликт интересов с целью защиты интересов пациентов. Именно применительно к данной ситуации у медицинских работников возникает обязанность предпринимать меры по урегулированию конфликта интересов. На основе анализа сложившейся ситуации предоставления П. на безвозмездной основе помещения траурного зала патологоанатомического отделения двум похоронным организациям можно сделать вывод, что это не конфликт интересов в понимании Федерального закона N 323-ФЗ. В данном случае налицо конфликт интересов между ГБУЗ ВО "ЦГБ г. Коврова" и заведующим патологоанатомическим отделением - врачом-патологоанатомом П. Это пример конфликта интересов, предусмотренного ст. 27 Федерального закона N 7-ФЗ. Суд же не обращался к положениям данного Закона.
--------------------------------
<17> Решение Ковровского городского суда Владимирской области N 2-315/2018 2-315/2018 (2-3445/2017;)~М-3218/2017 2-3445/2017 М-3218/2017 от 14 февраля 2018 г. по делу N 2-315/2018. URL: https://sudact.ru/regular/doc/qTM3CfRjjdrD.

Подводя итоги, можно сказать, что в медицинской организации могут встречаться несколько типов конфликта интересов. Этот факт должен быть обязательно учтен при разработке антикоррупционного комплаенс-контроля.

Литература

1. Габай П.Г. Конфликт интересов в сфере здравоохранения / П.Г. Габай, Р.Ю. Карапетян // Медицинское право. 2017. N 6. С. 10 - 16.
2. Петухов Р.В. К вопросу о понятии "конфликт интересов" в публичном праве / Р.В. Петухов, И.Е. Кабанова // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2018. N 1. С. 23 - 26.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2022. Все права защищены
↑