Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

30.11.2021

В связи с растущей потребностью более полного регулирования отношений с участием граждан-потребителей законопроектом предлагается дополнить перечень информации о товаре, которая реализуется продавцом дистанционным способом, информацией о государственном регистрационном номере записи о создании юридического лица (основном государственном регистрационном номере записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя).

подробнее
15.11.2021

Законопроектом предусматривается, что при заключении регионального соглашения его действие будет распространяться на всех работодателей, осуществляющих деятельность на территории соответствующего субъекта РФ, по аналогии с отраслевым соглашением, заключенным на федеральном уровне, которое распространяет свое действие на всех работодателей, не направивших в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, отказ присоединиться к такому соглашению, независимо от того, являются ли они членами объединения работодателей.

подробнее
14.10.2021

В настоящее время индексация пенсий работающим пенсионерам не производится. Законопроектом предлагается отменить существующий с 1 января 2016 г. порядок и вернуться к индексации пенсий для работающих пенсионеров с 2022 г. Данная мера позволит пресечь многочисленные нарушения трудового и пенсионного законодательства.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Проблема проявления коррупции в миграционной сфере: теоретико-методологические аспекты (Суховецкий М.И.)

Проблема проявления коррупции в миграционной сфере: теоретико-методологические аспекты (Суховецкий М.И.)

Дата размещения статьи: 23.11.2021

Проблема проявления коррупции в миграционной сфере: теоретико-методологические аспекты (Суховецкий М.И.)

Введение

В настоящее время процессы глобализации приводят к активному развитию экономических, политических, социальных взаимосвязей различных государств, закономерным следствием чего является увеличение миграционных потоков. Россия - государство, привлекательное для миграции (в частности, трудовой миграции граждан государств бывшего СССР), также активно включено в указанные процессы.
С учетом масштабов законного и незаконного въезда на территорию Российской Федерации иностранных граждан, а также внутринациональных особенностей осуществления миграционных процедур, миграционные проблемы в течение последних нескольких лет остаются для России одними из самых актуальных.
Безусловно, пандемия, обусловленная распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, и последовавшие за этим меры ограничительного характера, принятые государством, оказали в краткосрочной перспективе значительное влияние на миграционные процессы.
В частности, содержание официальных статистических данных о миграционной ситуации позволяет сделать вывод об общем количественном снижении миграционных процессов в период существования строгих миграционных ограничений.
Так: в период с января 2019 г. по июль 2021 г. было оформлено 288 696 приглашений иностранным гражданам и лицам без гражданства, а за аналогичный период 2020 г. - 82 624; поставлено на учет участников государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей за период с января 2019 г. по июль 2019 г. 62 508, а за аналогичный период 2020 г. - 34 167 <1>.
--------------------------------
<1> URL: https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/25487770/ (дата обращения: 13.09.2021).

Вместе с тем представляется, что введение указанных мер хотя и уменьшило поток миграции на территорию Российской Федерации, при этом обнажило ряд иных проблем, связанных с исполнением, в частности, трудовыми мигрантами соответствующих распоряжений ограничительного характера <2>.
--------------------------------
<2> URL: https://мвд.рф/вопросы-миграции-для-иностранцев (дата обращения: 13.09.2021).

Материалы и методы

В ходе исследования были использованы: (1) источники нормативного регулирования отношений, направленных на противодействие коррупции <3>; (2) материалы судебной практики, тематически посвященные вопросам, связанным с проявлением коррупционного поведения (совершения коррупционных деяний), в рамках миграционных правоотношений <4>, официальным статистическим материалам, опубликованным на сайте ведомства, в компетенцию которого входят вопросы, связанные с миграционным регулированием (Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России)) <5>, отдельные доктринальные исследования, посвященные соответствующей проблематике. В рамках исследования автором применялись такие методы правового исследования проблематики, как анализ, синтез, сравнительно-правовой, а также сравнительно-исторический.
--------------------------------
<3> Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 64-ФЗ; Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" // СПС "КонсультантПлюс".
<4> Кассационное определение Верховного Суда Российской Федерации от 10 мая 2012 г. N 70-О12-10; Апелляционное определение Московского городского суда от 12 сентября 2016 г. N 10-14294/2016; Апелляционное постановление Московского городского суда от 7 сентября 2020 г. N 10-16249/2020; решение Хабаровского краевого суда от 16 октября 2012 г. по делу N 2-71/2012 // СПС "КонсультантПлюс".
<5> URL: https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/25487770/; URL: https://мвд.рф/вопросы-миграции-для-иностранцев (дата обращения: 13.09.2021).

Литературный обзор

В качестве источников нормативного регулирования отношений, направленных на противодействие коррупции, был рассмотрен Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) в совокупности с отдельными материалами судебной практики <6>, в рамках которых была отражена связь конкретных миграционных правоотношений с конкретными коррупционными составами преступлений, предусмотренных российским уголовным законом <7>, а также продемонстрирована специфика проявления феномена коррупции в рамках миграционных правоотношений.
--------------------------------
<6> Кассационное определение Верховного Суда Российской Федерации от 10 мая 2012 г. N 70-О12-10; Апелляционное определение Московского городского суда от 12 сентября 2016 г. N 10-14294/2016; Апелляционное определение Московского городского суда от 7 сентября 2020 г. N 10-16249/2020; решение Хабаровского краевого суда от 16 октября 2012 г. по делу N 2-71/2012.
<7> Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 64-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".

Посредством отдельных положений подзаконных нормативных актов в сфере антикоррупционной экспертизы (Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов") в совокупности с отдельными позициями авторов, предложенных в рамках доктринальных исследований, были отражены особенности содержания понятий, имеющих существенное значение в рамках проводимого исследования (например, "дискреционные полномочия" <8>, "коррупция в сфере миграции" <9>).
--------------------------------
<8> Братановский С.Н., Зеленов М.Ф. Дискреционные полномочия как фактор коррупции в системе исполнительной власти // Административное и муниципальное право. 2016. N 4 (100). С. 311 - 315; см. также, напр.: Кудашкин А.В., Козлов Т.Л. Еще раз о правовом понятии коррупции // Современное право. 2010. N 6.
<9> Анищенко А.В. Проблема формирования теневого рынка политических услуг в сфере миграции: теоретико-методологические аспекты // Миграционное право. 2020. N 4. С. 36 - 40.

Статистические данные, применяемые в рамках настоящего исследования, в том числе официальные данные, опубликованные МВД России <10>, были рассмотрены для целей отражения динамики количественных показателей, особенностей сферы регулирования миграционных отношений в зависимости от влияния внешних объективных факторов.
--------------------------------
<10> URL: https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/25487770/; URL: https://мвд.рф/вопросы-миграции-для-иностранцев (дата обращения: 13.09.2021).

Результаты

В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
- коррупция является исключительно отрицательным явлением, охватывающим огромное количество сфер жизнедеятельности общества;
- коррупция в сфере миграции является комплексной проблемой и включает в себя различные аспекты, связанные с проявлением коррупционного поведения различных групп субъектов;
- для целей оценки коррупционных рисков значение имеют не столько лица, осуществляющие определенную публичную функцию и наделенные государственно-властными полномочиями, сколько лица, имеющие дискреционные полномочия;
- государственные служащие, обладающие государственно-властными полномочиями в сфере миграционной деятельности, представляются наиболее значимой группой, на которую в первую очередь следует обращать внимание при оценке коррупционных рисков в рамках соответствующих правоотношений;
- особое место в рамках проблемы миграционной коррупции, как представляется, занимает именно такой вид субъектов, как "лица, обладающие властными полномочиями в рамках бизнес-структуры, в соответствии с ее учредительными и иными документами". Фактически в данном случае речь идет о частных структурах, в первую очередь деятельность которых направлена на извлечение прибыли (о бизнес-структурах);
- необходимой группой субъектов также являются и "граждане (в том числе граждане иностранных государств и лица без гражданства), заинтересованные в получении определенной выгоды, связанной с миграционной сферой" (граждане). Такие граждане по своей сути представляют собой "потребителей" преступных услуг, осуществляемых коррумпированными представителями власти или бизнеса;
- отношения в сфере формирования и развития миграционной политики, формирования миграционного регулирования, осуществления определенной деятельности, направленной на исполнение требований соответствующего регулирования, особенно подвержены проявлению коррупционного поведения со стороны их участников.

Обсуждение

Указанные выводы были сделаны с учетом анализа рассмотренных ранее в тексте проекта исследования источников, в том числе нормативных актов, судебной практики и доктринальных источников.
1. Отрицательная оценка феномена коррупции объясняется, в частности: высокой степенью ее общественной опасности - подрываются авторитет и интересы публичной власти, ущемляются права и законные интересы граждан и организаций, причиняется значительный материальный ущерб; ее универсальностью - коррупция существует повсеместно, проникает во все сферы общественной жизни, вне зависимости от уровня социально-экономического развития государства, а коррупционная деятельность в одном государстве может в значительной степени негативно повлиять на развитие иных государств; угрожающим национальной безопасности страны характером - способствует торможению крупномасштабных и социальных преобразований, расширению теневого сектора экономики, а также уменьшает налоговые поступления в бюджет.
2. Многогранность, многоаспектность коррупции проявляется в том числе в российском праве - отечественная юриспруденция не содержит однозначного понятия "коррупция". Сложность и неоднозначность существующих определений понятия "коррупция" объясняется, в частности, различным пониманием учеными-правоведами, осуществляющими попытки определения понятия коррупции, отдельных аспектов этого социального явления.
Коррупция в сфере миграции включает в себя различные аспекты, связанные с проявлением коррупционного поведения таких субъектов, как: государственные служащие, обладающие государственно-властными полномочиями в сфере миграционной деятельности (в части принятия соответствующего государственно-властного решения по миграционному вопросу); лица, обладающие властными полномочиями в рамках бизнес-структуры, в соответствии с ее учредительными и иными документами (в части принятия соответствующего властного (в рамках бизнес-структуры) решения, основанного на "миграционном обстоятельстве"); граждане (в том числе граждане иностранных государств и лица без гражданства), заинтересованные в получении определенной выгоды, связанной с миграционной сферой (в части получения соответствующей услуги в миграционной сфере); лица, осуществляющие содействие при осуществлении коррупционных деяний при непосредственном участии указанных ранее субъектов.
3. На законодательном уровне содержание дискреционных полномочий раскрывается через понятие "широта дискреционных полномочий", используемое в качестве обозначения коррупциогенного фактора, и означает отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) <11>.
--------------------------------
<11> Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".

Содержание дискреционных полномочий, то есть полномочий, предполагающих свободу усмотрения уполномоченного лица (правоприменителя) в рамках, определенных законом <12>, и определяет значимость указанных субъектов, ведь именно в силу специфического формулирования норм, которыми в своей деятельности руководствуется правоприменитель, обладающий дискреционными полномочиями, например, в миграционной сфере, и возникает теоретическая и практическая возможность осуществления таким органом определенных злоупотреблений в интересах иного лица, предоставляющего субъекту, обладающему государственно-властными полномочиями, определенные выгоды, хотя указанный фактор не является исключительным <13>.
--------------------------------
<12> Братановский С.Н., Зеленов М.Ф. Указ. соч. С. 311 - 315; см. также, напр.: Кудашкин А.В., Козлов Т.Л. Указ. соч.
<13> См., напр.: Кассационное определение Верховного Суда Российской Федерации от 10 мая 2012 г. N 70-О12-10 // СПС "КонсультантПлюс".

4. Представляется, что принципиальная опасность коррупционных деяний субъектов, представляющих собой представителей государственных служащих миграционного ведомства, проявляется в том, что именно такие служащие непосредственно: (1) представляют миграционную повестку государства и (2) в силу закона осуществляют выработку и реализацию государственной политики и регулирование в сфере, а следовательно, являются своеобразными "создателями" миграционной повестки. В этой связи действия государственных органов вразрез с ценностями, которые ими же и были заявлены, в том числе и на законодательном уровне, в рамках осуществляемой ими деятельности, представляются весьма губительными как для миграционной сферы в частности, так и для государства в целом.
5. Отдельные лица, являющиеся, к примеру, сотрудниками бизнес-структуры, могут в силу отдельных внутренних документов, регулирующих деятельность указанной структуры, принимать определенные решения, влияющие на положение лиц каким-либо образом, связанных с указанной компанией, в частности, иных сотрудников указанной компании. Российский уголовный закон признает в качестве состава преступления коммерческий подкуп (ст. 204) <14>, и применительно к правовым вопросам миграции рассматриваемый аспект коррупционного поведения может быть проиллюстрирован на примере ситуации, где работодатель сталкивается с выбором приема на работу иностранца либо лица без гражданства <15> и российского гражданина (при наличии равной квалификации таких людей). В этом случае дополнительное вознаграждение, предоставление которого носит коррупционный характер, может повлиять на решение такого руководителя, при этом будет являться коррупционным правонарушением.
--------------------------------
<14> Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 64-ФЗ.
<15> Прием которых допускается с учетом особенностей, предусмотренных законом, см.: статья 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

6. Граждане являются безусловным звеном коррупционной цепочки, поскольку отсутствие лица, заинтересованного в получении определенной "услуги" (например, в рамках миграционных правоотношений) посредством использования противоречащих закону инструментов, исключает возможность возникновения коррупционных взаимоотношений в целом.
Законодатель вполне последовательно признает дачу взятки в качестве состава преступления (ст. 291 УК РФ), а суды, в свою очередь, активно вменяют указанный состав к отношениям, связанным с осуществлением миграционной деятельности. В частности, при попытках: а) дачи взятки при попытках получения паспорта при предоставлении заведомо ложных сведений о личности <16>; б) дачи взятки для целей постановки на миграционный учет <17>; в) незаконного пропуска лица на территорию Российской Федерации <18>.
--------------------------------
<16> Апелляционное определение Московского городского суда от 12 сентября 2016 г. N 10-14294/2016.
<17> Апелляционное определение Московского городского суда от 12 сентября 2016 г. N 10-14294/2016.
<18> Решение Хабаровского краевого суда от 16 октября 2012 г. по делу N 2-71/2012.

"Лица, осуществляющие содействие при осуществлении коррупционных деяний, при непосредственном участии указанных ранее субъектов" фактически представляют собой посредников при совершении коррупционных деяний. Посредничество во взяточничестве также признается составом преступления в соответствии с российским уголовным законом (ст. 291 УК РФ). Указанный субъект хотя и не является необходимым участником коррупционной цепочки, однако его деятельность в рамках соответствующих отношений не становится от этого менее опасной и деструктивной.
Представляется, что применительно к миграционным правоотношениям отсутствует какая-либо особая специфика проявления коррупционного поведения посредников взяточничества, вместе с тем необходимо отметить, что подкуп лиц, являющихся субъектами принятия властных решений в отношении определенных групп, в том числе с учетом отдельных аспектов миграционного регулирования при непосредственном участии посредников, имеет большее негативное и разрушительное влияние на миграционные правоотношения и миграционное регулирование, поскольку охватывает больший круг лиц, участвующих в совершении преступных деяний.
7. Особая подверженность миграционных отношений коррупционным рискам может быть обусловлена, в частности, спецификой самих взаимоотношений - миграционные отношения связаны во многом с такими вопросами связи лица и государства, как пребывание на определенной территории государства, пользование определенными благами государства, получение определенной поддержки и покровительства такого государства.
При этом такие отношения представляют собой отношения, одной стороной которых являются в первую очередь граждане (физические лица), которые, в свою очередь, не являются профессиональными участниками соответствующих правоотношений, а с учетом указанной ранее специфики вопросы миграции являются для них весьма чувствительными, причем настолько, что при возникновении определенных обстоятельств решения своей проблемы такие лица готовы добиваться посредством применения любых, даже противозаконных инструментов.

Заключение

Содержание указанного исследования с учетом изложенных выводов фактически дает понять, что принципиальной задачей регулирования и правоприменения (в том числе основанного на судебных решениях), направленного на противодействие и борьбу с коррупцией, является учет при разработке нормативно-правового регулирования, выработке общих руководящих положений в отношении правоприменения, а также в рамках решений по конкретным делам рассмотренных особенностей миграционных отношений и принятия актуальных нормативных актов, которые станут основой для принятия справедливых судебных решений.

Литература

1. Анищенко А.В. Проблема формирования теневого рынка политических услуг в сфере миграции: теоретико-методологические аспекты / А.В. Анищенко // Миграционное право. 2020 N 4. С. 36 - 40.
2. Братановский С.Н. Дискреционные полномочия как фактор коррупции в системе исполнительной власти / С.Н. Братановский, М.Ф. Зеленов // Административное и муниципальное право. 2016. N 4 (100). С. 311 - 315.
3. Кудашкин А.В. Еще раз о правовом понятии коррупции / А.В. Кудашкин, Т.Л. Козлов // Современное право. 2010. N 6. С. 3 - 8.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2021. Все права защищены
↑