Все о трудовом праве

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

28.12.2021

Целью законопроекта является ликвидация внутренних противоречий, в Трудовом кодексе РФ, выявившихся в его правоприменительной практике, защита трудовых прав работников, а также содействие росту эффективности труда.

подробнее
25.12.2021

Законопроектом предлагается, путем внесения изменений в Закон о занятости, унифицировать подход к признанию занятыми граждан, обучающихся по очно-заочной форме обучениями, обеспечив единообразное толкование и практику применения законодательства о занятости.

подробнее
23.12.2021

Целью законопроекта является установить дополнительную возможность направления заявления гражданами РФ и гражданами государств-членов ЕАЭС о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Новшества в налоговом законодательстве (Абросимова Ю.В.)

Новшества в налоговом законодательстве (Абросимова Ю.В.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

Новшества в налоговом законодательстве (Абросимова Ю.В.)

В конце 2020 года было принято несколько Законов, которые внесли множество поправок в Налоговый кодекс. Часть новшеств затрагивает отдельные категории налогоплательщиков, однако есть изменения, которые отразятся на деятельности всех организаций и предпринимателей, в том числе операторов связи.

 

Порядок применения инвестиционного налогового вычета

 

Законами субъектов РФ может быть установлено право налогоплательщика уменьшить суммы налога на прибыль (авансового платежа), подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов этих субъектов, на инвестиционный налоговый вычет. Порядок применения такого вычета предусмотрен ст. 286.1 НК РФ. Вычет можно применить только в тех субъектах РФ, где приняты соответствующие законы. Региональные законы устанавливают условия применения вычета: категории организаций, которые могут им воспользоваться, основные средства, по которым его можно применять, конкретный перечень расходов, максимальный размер вычета.

Инвестиционный вычет - это уменьшение налога на прибыль на стоимость приобретенных основных средств, затраты на их модернизацию и некоторые другие расходы, в результате затраты частично компенсируются за счет бюджета. Основные средства, по которым применили вычет, нельзя амортизировать, а при выбытии объекта до истечения срока полезного использования придется вернуть налог, не уплаченный за счет вычета, и заплатить пени.

Федеральным законом от 09.11.2020 N 368-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в ст. 286.1 НК РФ был внесен ряд поправок с целью устранения неопределенности правового регулирования в отношении применения инвестиционного налогового вычета и повышения привлекательности этой стимулирующей меры. В частности, согласно внесенным изменениям решено не лишать налогоплательщика права на амортизацию основного средства в части расходов на его создание (приобретение), которые не были учтены при определении инвестиционного налогового вычета. Также налогоплательщику дано право переносить неиспользованный налоговый вычет в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на следующие периоды аналогично порядку, установленному для части, зачисляемой в бюджет субъекта РФ. Изменения вступили в силу с 09.11.2020.

В соответствии с п. 2 ст. 286.1 НК РФ инвестиционный налоговый вычет текущего налогового (отчетного) периода составляет в совокупности:

- не более 90% суммы расходов на инвестиции (пп. 1, 2);

- не более 100% суммы расходов в виде пожертвований (пп. 3);

- не более 85% расходов на создание объектов инфраструктуры (пп. 4);

- не более 100% суммы расходов на создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктур, а также не более 80% суммы расходов на создание объектов социальной инфраструктуры (пп. 5).

С 01.01.2021 п. 2 ст. 286.1 дополнен пп. 6 (в редакции Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), которым вводится лимит: не более 90% суммы расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, указанных в пп. 1 - 5 п. 2 ст. 262 НК РФ.

Также Федеральный закон N 374-ФЗ ввел в ст. 286.1 НК РФ ряд новых правил:

- если налогоплательщик воспользовался правом на применение инвестиционного налогового вычета в части расходов, указанных в пп. 6 п. 2 ст. 286.1 НК РФ, он также вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), подлежащую зачислению в федеральный бюджет, на величину, составляющую 10% суммы указанных расходов (новый абз. 2 п. 3);

- уменьшение суммы налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, на величину расходов, предусмотренных данной нормой, осуществляется в налоговом (отчетном) периоде, в котором введены в эксплуатацию объекты основных средств и (или) изменена их первоначальная стоимость, а на величину расходов, предусмотренных абз. 2 настоящего пункта, - в налоговом (отчетном) периоде, в котором завершены научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (отдельные этапы работ) либо подписан акт их сдачи-приемки. При этом такое уменьшение может быть осуществлено также в последующие налоговые (отчетные) периоды с учетом положения п. 9 ст. 286.1 НК РФ (новая редакция абз. 4 п. 3);

- инвестиционный налоговый вычет в виде расходов, указанных в пп. 6 п. 2 ст. 286.1 НК РФ, применяется в отношении научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок по месту нахождения организации и (или) по месту нахождения ее обособленных подразделений с учетом положений п. 6 настоящей статьи (новый абзац п. 4);

- инвестиционный налоговый вычет в виде расходов, указанных в пп. 6 п. 2 ст. 286.1 НК РФ, применяется к налогу, исчисленному за налоговый (отчетный) период, в котором завершены научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (отдельные этапы работ) либо подписан акт их сдачи-приемки, и за последующие налоговые (отчетные) периоды с учетом положений п. 9 ст. 286.1 НК РФ (новый абзац п. 5);

- право на применение инвестиционного налогового вычета в отношении расходов налогоплательщика, поименованных в пп. 6 п. 2 ст. 286.1 НК РФ, применительно к объектам амортизируемого имущества, амортизация по которым учитывается в составе указанных расходов, и (или) работникам, расходы на оплату труда которых учитываются в составе таких расходов, относящимся к организации или ее обособленным подразделениям, расположенным на территории этого субъекта РФ (новый пп. 15 п. 6);

- установлен предельный размер расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, учитываемых при определении инвестиционного налогового вычета (новый пп. 16 п. 6);

- установлены категории налогоплательщиков, которым предоставляется (не предоставляется) право на применение инвестиционного налогового вычета, предусмотренное пп. 15 п. 6 ст. 286.1 НК РФ (новый пп. 17 п. 6);

- установлены виды научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, в отношении расходов на осуществление которых налогоплательщикам предоставляется (не предоставляется) право на применение инвестиционного налогового вычета, предусмотренное пп. 15 п. 6 ст. 286.1 НК РФ (новый пп. 18 п. 6);

- налогоплательщик, использовавший право на применение инвестиционного налогового вычета в отношении научного исследования и (или) опытно-конструкторской разработки, указанных в абз. 5 п. 4 ст. 286.1 НК РФ, не вправе учитывать при определении налоговой базы расходы на такие исследования и (или) разработки, а также применять в отношении них положения ст. 267.2 НК РФ (новый абзац п. 7);

- при реализации или ином выбытии указанного в абз. 1 п. 4 ст. 286.1 НК РФ объекта основных средств (за исключением ликвидации) и (или) созданного в результате произведенных расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки нематериального актива, в отношении которых налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета в соответствии со ст. 286.1 НК РФ, до истечения срока их полезного использования сумма налога, не уплаченная в связи с применением такого вычета в отношении этих объекта основных средств и (или) нематериального актива, подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным ст. 287 НК РФ днем уплаты налога (новая редакция абз. 1 п. 12).

 

Приостановление операций по счетам

 

По правилам пп. 1 п. 3 и п. 3.2 ст. 76 НК РФ в случае непредставления налогоплательщиком-организацией декларации или расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (расчета по страховым взносам), в налоговый орган в течение 10 дней по окончании установленного срока представления такой декларации может быть принято решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банках.

Федеральный закон N 368-ФЗ внес в ст. 76 НК РФ поправки, согласно которым данный срок увеличивается с 10 до 20 дней. Кроме того, новый п. 3.3 ст. 76 НК РФ устанавливает право налогового органа направить налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику страховых взносов) уведомление о неисполнении обязанности по представлению налоговой декларации (расчета) не позднее чем в течение 14 дней до дня принятия решения о приостановлении операций по счетам. Действовать поправка начнет с 01.07.2021.

 

Возврат излишне уплаченных страховых взносов

 

До внесения поправок в п. 6.1 ст. 78 НК РФ было предусмотрено, что возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) не производится в случае, если по сообщению территориального органа управления ПФР сведения о сумме излишне уплаченных страховых взносов на ОПС представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и отражены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Аналогичная норма действует в отношении излишне взысканных страховых взносов на ОПС (п. 1.1 ст. 79 НК РФ).

Положения п. 6.1 ст. 78 НК РФ были признаны Постановлением КС РФ от 31.10.2019 N 32-П не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти законоположения в их взаимосвязи в системе действующего правового регулирования ограничивают право страхователя на возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов на ОПС лишь в силу самого факта учета (разнесения) сведений о данных страховых взносах на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, без учета структуры тарифа страховых взносов (его солидарной и индивидуальной частей) и того обстоятельства, наступил ли у конкретного застрахованного лица страховой случай с установлением страхового обеспечения по ОПС и приведет ли изменение сведений о ранее учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховых взносах (средствах) к уменьшению размера такого обеспечения.

В связи с этим федеральному законодателю было предписано внести необходимые изменения в правовое регулирование отношений по возврату сумм излишне уплаченных страховых взносов на ОПС.

 

К сведению. До внесения в правовое регулирование надлежащих изменений при решении вопроса о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов на ОПС налоговым органам следовало исходить из недопустимости ограничения такого возврата применительно к страховым взносам, уплаченным по солидарной части тарифа, а в отношении конкретного застрахованного лица, у которого не наступил страховой случай и которому страховое обеспечение не было установлено, - также применительно к страховым взносам, уплаченным по индивидуальной части тарифа.

 

В целях реализации Постановления КС РФ N 32-П был принят Федеральный закон от 01.10.2020 N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", который скорректировал нормы ст. 45, 78, 79 НК РФ. Новые нормы действуют с 01.01.2021.

С учетом внесенных поправок установлены следующие особенности:

- порядок исполнения обязанности по уплате налогов распространяется также на страховые взносы (п. 9 ст. 45 НК РФ). Признана утратившей силу норма о том, что платеж в части суммы страховых взносов на ОПС не уточняется в случае, если по сообщению территориального органа ПФР сведения об этой сумме отражены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования;

- сумма излишне уплаченных страховых взносов на ОПС не подлежит возврату, если согласно информации территориального органа ПФР эта сумма в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования учтена в индивидуальной части тарифа страховых взносов на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, которому на момент представления заявления о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов назначена страховая пенсия сообразно Федеральному закону от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (п. 6.1 ст. 78 НК РФ). Аналогичные поправки внесены в п. 1.1 ст. 79 НК РФ, устанавливающий порядок возврата излишне взысканных страховых взносов на ОПС.

 

НДС при реализации имущества банкротов

 

Постановлением КС РФ от 19.12.2019 N 41-П пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ был признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой неопределенность его нормативного содержания не обеспечивает в правоприменительной практике его единообразного понимания и, следовательно, истолкования и применения во взаимосвязи с законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве), чем порождает возможность неоднозначного решения вопроса о праве налогоплательщика воспользоваться налоговым вычетом в отношении сумм НДС, предъявленных организацией, признанной несостоятельной (банкротом), при реализации ему продукции, произведенной в процессе текущей хозяйственной деятельности данной организации.

 

К сведению. Согласно пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ до внесения поправок было предусмотрено, что в целях гл. 21 НК РФ не признаются объектом обложения НДС операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством РФ несостоятельными (банкротами).

 

Конституционный суд указал федеральному законодателю на необходимость внести в действующее нормативное регулирование необходимые изменения, с тем чтобы устранить неопределенность в истолковании и применении указанной нормы.

 

К сведению. Неопределенность в истолковании нормы пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ возникает в случае, когда должник, признанный в соответствии с законодательством РФ несостоятельным (банкротом), продолжает осуществлять текущую хозяйственную деятельность, в процессе которой реализует произведенную им продукцию.

 

Причем до внесения в пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ надлежащих поправок он не подлежит применению в том истолковании, которое исключало бы предоставление вычета по НДС налогоплательщикам, которым была предъявлена сумма этого налога в цене продукции, произведенной организацией, признанной в соответствии с законодательством РФ несостоятельной (банкротом), в процессе ее текущей хозяйственной деятельности.

Покупатели продукции такой организации, реализованной ею с выставлением счета-фактуры, в котором выделена сумма НДС, имеют право на вычет по этому налогу, если не будет установлено, что его сумма, учтенная в цене продукции, произведенной и реализованной такой организацией в процессе ее текущей хозяйственной деятельности, при объеме и структуре ее долгов заведомо для ее конкурсного управляющего и для покупателя указанной продукции не могла быть уплачена в бюджет.

Решение о начислении (доначислении) НДС на сумму, заявленную покупателем данной продукции в качестве налогового вычета, и, соответственно, об отказе в предоставлении такого вычета налоговые органы принять не вправе, если в ходе производства по делу о банкротстве ими, когда они участвуют в деле в качестве уполномоченного органа, не были приняты меры к прекращению организацией, признанной несостоятельной (банкротом), текущей хозяйственной деятельности, в процессе которой производится названная продукция.

На реализацию Постановления КС РФ N 41-П в части устранения неопределенности в истолковании и применении пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ был направлен Федеральный закон от 15.10.2020 N 320-ФЗ "О внесении изменений в статью 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".

Вводимая этим Законом редакция пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ устраняет неопределенность его нормативного содержания, устанавливая, что объектом обложения НДС не признаются все операции по реализации товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством РФ несостоятельными (банкротами), в том числе операции по реализации товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе хозяйственной деятельности, осуществляемой после признания должников в соответствии с законодательством РФ несостоятельными (банкротами). Изменения действуют с 01.01.2021.

 

Безвозмездная передача имущества, приобретенного за счет субсидий, в государственную или муниципальную собственность

 

Федеральный закон от 15.10.2020 N 335-ФЗ "О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" дополнил п. 1 ст. 265 НК РФ пп. 19.7. Теперь в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются также расходы в виде стоимости безвозмездно переданного в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав), финансирование которого осуществлено за счет средств субсидий, указанных в абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, в размере, не превышающем величину доходов, признаваемых в порядке, установленном абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ. Данная норма начала действовать 15.10.2020.

Также важные поправки были внесены в ст. 284.3 и 284.3-1 НК РФ в отношении налогоплательщиков - участников региональных инвестиционных проектов (РИП). Теперь при определении налоговой базы по налогу на прибыль они не должны учитывать доходы в виде субсидий, признаваемых в порядке, установленном п. 4.1 ст. 271 НК РФ, при безвозмездной передаче в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав).

 

Обратите внимание! Новые нормы распространяются на правоотношения по безвозмездной передаче имущества (имущественных прав) в государственную или муниципальную собственность, возникшие с 01.01.2020.

 

Следует отметить, что принятые поправки направлены на устранение действующего для плательщика налога на прибыль организаций необоснованного налогового бремени, возникающего в связи с безвозмездной передачей приобретенного (созданного) им за счет средств полученной субсидии имущества (имущественных прав) в государственную или муниципальную собственность, и обеспечение ему сохранения статуса участника РИП.

По правилам абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ средства в виде субсидий (полученные организациями), за исключением указанных в ст. 251 НК РФ либо полученных в рамках возмездного договора, признавались в составе внереализационных доходов в следующем порядке: субсидии, полученные на финансирование расходов, связанных с приобретением, созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, учитываются по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств. При реализации, ликвидации или ином выбытии названных имущества, имущественных прав полученные субсидии, не учтенные в составе доходов, признавались внереализационными доходами на последнюю дату отчетного (налогового) периода, в котором произошли реализация, ликвидация или иное выбытие указанного имущества, имущественных прав.

То есть безвозмездная передача имущества (имущественных прав), приобретенного (созданного) за счет средств субсидии, приводила к тому, что налогоплательщик был обязан признать внереализационный доход в размере суммы субсидии, ранее не признанной в доходах. В случае если имущество (имущественные права), приобретенное (созданное) за счет средств субсидии, безвозмездно передавалось получателем субсидии в государственную или муниципальную собственность, признание внереализационного дохода представляется приводящим к необоснованному налоговому бремени для налогоплательщика и является ограничением, а не стимулом для безвозмездной передачи имущества (имущественных прав): такой порядок исключает возможность налогоплательщика уменьшать налогооблагаемую базу на расходы, которые финансировались за счет средств субсидии (а не за счет собственных средств налогоплательщика), при этом возникновение у налогоплательщика дополнительной налогооблагаемой прибыли (экономических выгод (доходов, активов и т.п.)) в результате применения абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ не предполагается.

Это приводило к тому, что налогоплательщик обязан был признавать внереализационный доход в размере суммы полученной субсидии, ранее не признанной в доходах, то есть вся субсидия должна была признаваться доходом налогоплательщика. В этом случае налогоплательщик также терял статус участника РИП.

Однако получение внереализационного дохода в порядке, установленном абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, не связано с ведением налогоплательщиком деятельности, отличной от производства товаров в рамках реализации РИП, и включение такого дохода в расчет доли доходов по региональным инвестиционным проектам является необоснованным.

Принятый Закон в случаях безвозмездной передачи приобретенного (созданного) налогоплательщиком налога на прибыль организаций за счет средств субсидии имущества (имущественных прав) в государственную или муниципальную собственность позволяет устранить действующую необоснованную налоговую нагрузку для такого налогоплательщика, связанную с невозможностью уменьшать налогооблагаемую базу на расходы, которые финансировались за счет средств субсидии (а не за счет собственных средств налогоплательщика), и при этом сохранить ему статус участника РИП.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2023. Все права защищены
↑